rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ДИРИЖЕР МИША КАЦ ДОМОЙ ЕХАЛ ЦЕЛЫХ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

179Завтра на сцене филармонии Ростовский симфони­ческий академический оркестр даст концерт, дирижи­ровать которым будет бывший ростовчанин, а ныне французский дирижер Миша Кац.

Причуды судьбы бывают уди­вительны! Когда-то этим оркест­ром более двадцати лет руково­дил отец дирижера - Леонид Кац. Его сын закончил Ростовс­кий государственный педагогичес­кий институт, затем аспирантуру Московской государственной кон­серватории. Его учителем был сам Мстислав Ростропович.

В год окончания аспирантуры Миша Кац уже был... профессо­ром консерватории мексиканской столицы Мехико! Он женился на подданной Мексики и отправил­ся вслед за женой на ее роди­ну. А через три года Миша Кац был концертмейстером оркестра французского Страсбурга...

Судьба носила его по всему миру. Особенно когда в зените своей сольной карьеры виолон­челиста ростовчанин создал трио имени Дмитрия Шостаковича, с которым объездил весь мир.

Правда, последние несколько лет Миша Кац не берет в руки смычок. Теперь ему рукоплещут как замечательному дирижеру...

Перед своим концертом в нашем городе Миша Кац дал интервью коррес­понденту «Вечернего Ростова» Сергею Простакову.

-   Почему   для   это­го концерта  вы  выбрали именно произведения Чайковского?

-   Мне   кажется,   что Чайковский - это та музыка, которая с нами всю жизнь. С момента появления на свет и даль­ше, дальше... Мы растем с этим великим композитором.

-   В оркестре остались музыканты,   которые   еще   работали вместе с вашим отцом...

-   И это для меня очень важ­но.   Отец   был   замечательным дирижером, посвятившим свою жизнь оркестру. Ко мне сейчас подходят музыканты и говорят,
что именно отец помог им понять, что такое музыка.

-   Вы   не   боитесь,   что   музыканты невольно будут вас сравнивать с отцом?

-   Нет, не боюсь! Прелесть дирижерского искусства в том, что в нем нет канонов. Мы все занимаемся разными «специальностя­ми» в эстетическом и духовном направлении.

-   Вы сами - прекрасный вио­лончелист.   Никогда   не   бывает желания   поправить  музыкантов? Ведь  наверняка   вы  часто  задумываетесь, что сами сыграли бы иначе?

-   Это  происходит постоянно. Меня никогда не удовлетворяет работа - в том числе и моя. Считаю, что в тот момент, когда человек становится доволен собой, - ему пора менять профессию... Знаю, что уже через день я буду просить  играть  по-другому.  Мы все меняемся каждую минуту. С каждым мигом становимся старше и видим вещи иными...

Фото из архива Миши Kaцa.
11 октября 2002г., ВР.

С МУЗЫКОЙ, ЖЕНОЙ И МАМОЙ

   202- Маэстро, а какой бы вас устроил гонорар? - спросил директор Ростовской филармонии. Заслуги и востребованность дирижера давали основание для самых пессимистических перспектив: Миша Кац - профессор нескольких академий музыки, выступает во Франции и Германии, Дании, Швеции, Италии, Израиле и Колумбии, - географию можно изучать по маршрутам его гастролей… Сколько же он запросит… - Будем считать, что этот концерт - мой подарок родному городу, - к немалому, должно быть, удивлению услышал директор. …Миша Кац, сын заслуженного артиста России Леонида Каца, который четверть века возглавлял Ростовский симфонический оркестр, говорит, что эта сцена связана для него с невероятными воспоминаниями детства: "Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс - самые выдающиеся музыканты того времени - приезжали сюда и выступали с оркестром моего отца". Миша дебютировал на этой сцене в 1967 г. в концерте Сен-Санса. Мише было 13 (к тому времени он уже стал брать уроки у Ростроповича), он играл на виолончели, отец - дирижировал. Спустя годы жизнь свела Мишу с еще одной полулегендарной личностью - Леонардом Бернстайном. Бернстайн обучал его дирижерскому искусству, Бернстайн открыл ему однажды самый большой секрет: "Только ты сам себе можешь построить технику дирижирования. Никто, кроме тебя самого, тебе не поможет". И - надо видеть маэстро Каца на концерте! Это вихрь, это человек-театр. Когда маэстро спросили, к какой дирижерской школе он себя относит, Миша Кац предпочел говорить не о школе, а о направлении. - Не знаю, слышали здесь о дирижере, которого я считаю самым великим дирижером всех времен. Его звали Сержо Чевеледаки. Он был далек от бизнеса и всего, что блестит. Он погрузился в мир Космоса, медитаций, выбрал духовным наставником монаха из Тибета. - Вы, верно, тоже стараетесь напитаться мудростью Востока. Много читаете на эту тему? - спросила я. - Корни культуры, безусловно, на Востоке, и я рад, что Запад отказывается от высокомерной мысли о своем превосходстве в области духа. У меня не очень много времени для книг, но у меня есть удивительная жена Анита, с которой мы вместе уже 22 года. Она - мексиканка, мы познакомились в Москве, когда она училась в консерватории. Анита много читает и находит в книгах те фразы, которые формулируют, вмещают в себя мои 203искания и интуитивные прозрения. - Анита участвует в концертах? - Нет, она сидит на репетициях с партитурами, строго на меня смотрит, порой ругает меня. Это - единственный человек, которому позволено меня ругать. Ну, кроме мамы, конечно. И маэстро, которого французский президент в недавнем послании, адресованном одному международному музыкальному фестивалю, назвал огромной личностью (Миша и ростом не мал - под два метра), с непривычной для нашего уха нежностью и откровенностью стал говорить, как он любит свою маленькую еврейскую маму, когда-то известного в Ростове педагога по классу фортепиано, которая ныне живет по соседству с ним, в Каннах. Как по утрам он приходит к ней в гости, сажает на руки, как они одаривают друг друга поцелуями, пьют кофе, идут на прогулку… - Я очень счастливо живу с моей маленькой мамой, моей Анитой и музыкой, - заключил этот рассказ маэстро. - Музыка занимает абсолютно всю мою жизнь - с утра до ночи. Не знаю, что у меня в голове, когда я сплю, но, кажется, тоже музыка. То, что мы называем музыкой, для маэстро - отголосок космических вибраций, которые существовали еще до сотворения мира. - Я считаю, что дирижер не является творцом, - сказал Миша, когда его спросили, как он борется со скукой исполнения популярных, всем известных произведений (не прибегает ли к их интерпретации?). - Я считаю, и композитор не является творцом. Есть только один творец на свет. Он создал определенную вибрацию, а композитор - это тот, кто способен, войдя в состояние медитации, ее ощутить и очень сухо перевести на скупой язык музыкального письма. Поэтому задача дирижера - разбудить заснувшие души музыкантов, подготовить их к восприятию вибрации, которую ощутил композитор. - Трудно разбудить оркестр? - Очень. Симфонический оркестр - это сжатая модель общества, где есть своя интеллигенция, свои криминалы, серая прослойка, и так устроен любой оркестр мира. Но дирижер в момент создания музыки должен любить их всех. Его идея с том, чтобы найти группу духовной элиты и постепенно, опираясь на нее, перевоплотить и всю остальную массу в людей чувствующих и тонких. Маэстро уверен, что классическая музыка и по сей день существует, чтобы доставлять радость неискушенным сердцам, и что самые благодарные слушатели - это простые люди, которых она потрясла. Миша Кац рассказал такую историю. Однажды во Франции ему предстояло выступать с незнакомым коллективом, и концерт пришелся на религиозный праздник, когда население этого города несклонно к посещению филармонии. Маэстро уговаривали перенести концерт, но он ничего не стал изменять. И после первой же репетиции музыканты принялись звонить своим дантистам, массажистам, автослесарям, друзьям и знакомым, сообщая о том, какое необычное ожидается представление. Зал был полон. Как уж молва о приезде маэстро разнеслась по Ростову (реклама была скромной), но когда оркестр под управлением Миши Каца играл Чайковского, в филармонии не было свободных мест. В Ростове маэстро не был 20 лет. Он обещал вернуться - еще лет эдак через 20.

18 октября 2002г. НВ.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЧАЙКОВСКИЙ…

208Начинать приходится с себя. Пожалуй, я чувствовала себя не в своей тарелке, когда филармонический зал одаривал маэстро Михаила Каца восторженными аплодисментами. Впрочем, половина из присутствовавших были бывшие знакомые и друзья семьи Кац, уехавшей из Ростова во Францию. Мой восторг оказался где-то по другую сторону стен здания. Могла бы приписать это природной неустроенности – осень, слякоть губит настроение. Но как же тогда быть с первым отделением музыкального вечера, когда параметры погоды оставались теми же, а звучание скрипки молодого музыканта Родиона Замуруева в скрипичном концерте П.И. Чайковского сбрасывало с сердца все камни, мешавшие дышать в последнее время. А крошечный «бис» из незнакомого мне произведения грузинского композитора  А. Мачавариани совсем уж настроил на радостное мироощущение. Этот молодой музыкант еще удивит мир.

207Значит, дело не в осенней депрессии. Просто не сложилось второе отделение, не попало. Бывает. Четвертая симфония Чайковского – произведение знакомое-перезнакомое по разным концертам, и если у меня родилось такое неприятие-сомнение, то, может, что-то в предложенной конструкции маэстро Миши Каца было не так? Ощущения, переживания, чувства затаились. К концу симфонии поняла... М. Кац стажировался у Бернстайна. Известно, что великий дирижер был художником  вулканического темперамента, который увлекал слушателей даже тогда, когда его трактовка музыки могла показаться необычной или спорной. Очевидцы концертов рассказывали о чрезвычайно экспрессивных, но вместе с тем совершенно точных движениях, его руки и мимика излучали музыку. Ключевое слово здесь – точность, а не бесконтрольные импульсы. Цель – раскрыть подлинное, высокое переживание музыкального текста. Наш гость из Франции пытался на концерте идти по дороге, проторенной великим дирижером, копировать его почерк. Но его дорога оказалась перерыта ямами и колдобинами. Знатоки с трудом выдержали это музыкальное испытание. Исполнение симфонии оказалось по сути фрагментарным набором отдельных эскизов и набросков, которым куда уютнее было бы врозь.

209М. Кац в наивно-романтический сюжет самой непрограммной симфонии Чайковского внес свои коррективы, избавив ее от душевности. Он попытался вложить в неё некую другую духовность – эпатажную, надуманную. Насыщенная мелодикой музыка с роскошным оркестровым колоритом не нуждалась в эмоциональном напряжении и раскрашивании, навязанных дирижером. Оркестр старался. Даже с некоторой одержимостью доказывал, что любой эксперимент ему по плечу и не путался в экспрессивных жестах маэстро, часто не совпадавших с музыкой. Дирижерская импровизация в поведении на сцене напоминала недостаточно ясный приказ «солдатам» музыки, но они-то как раз оказались хорошей спаянной «армией», не очень нуждавшейся в своем «генерале». Обыгрывание исполнения бросало вызов самой музыке и угрожало ей изгнанием. Большую часть представления М. Каца составляли номера вроде «выразительных жестов»: протянутые в позе распятия и застывшие в страстном порыве руки, импульсивные движения телом с отбрасыванием головы куда-то назад в кульминационных моментах, поворот профиля не просто в сторону струнных инструментов, а дальше в сторону публики. Иногда руки безжизненно повисали, колени сгибались, голова низко опускалась, и весь он бился в конвульсиях. Какой простор для актеров драмтеатров – они именно так изображают дирижеров в спектаклях. Думаю, такое великолепие потрясло даже музыкантов. И новичков оркестра, и помнящих еще отца Миши – заслуженного артиста России Леонида Каца, работавшего с нашим оркестром с 1952 года более 25 лет и создавшего нашему городу репутацию музыкального. Кац-младший дирижирует уже семь лет, бросив игру на виолончели. Как виолончелист он получил заслуженное признание. Дирижирование – его новая страсть и, видимо, еще не вполне освоенная. Как музыкант-минималист (как сказано выше, симфония распалась на отдельные эпизоды) он не увидел целого в тексте Чайковского, а излишняя артистичность, как говорится, из совсем другой оперы.

16 октября, 2002г., РО.
.