rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЧАЙКОВСКИЙ…

208Начинать приходится с себя. Пожалуй, я чувствовала себя не в своей тарелке, когда филармонический зал одаривал маэстро Михаила Каца восторженными аплодисментами. Впрочем, половина из присутствовавших были бывшие знакомые и друзья семьи Кац, уехавшей из Ростова во Францию. Мой восторг оказался где-то по другую сторону стен здания. Могла бы приписать это природной неустроенности – осень, слякоть губит настроение. Но как же тогда быть с первым отделением музыкального вечера, когда параметры погоды оставались теми же, а звучание скрипки молодого музыканта Родиона Замуруева в скрипичном концерте П.И. Чайковского сбрасывало с сердца все камни, мешавшие дышать в последнее время. А крошечный «бис» из незнакомого мне произведения грузинского композитора  А. Мачавариани совсем уж настроил на радостное мироощущение. Этот молодой музыкант еще удивит мир.

207Значит, дело не в осенней депрессии. Просто не сложилось второе отделение, не попало. Бывает. Четвертая симфония Чайковского – произведение знакомое-перезнакомое по разным концертам, и если у меня родилось такое неприятие-сомнение, то, может, что-то в предложенной конструкции маэстро Миши Каца было не так? Ощущения, переживания, чувства затаились. К концу симфонии поняла... М. Кац стажировался у Бернстайна. Известно, что великий дирижер был художником  вулканического темперамента, который увлекал слушателей даже тогда, когда его трактовка музыки могла показаться необычной или спорной. Очевидцы концертов рассказывали о чрезвычайно экспрессивных, но вместе с тем совершенно точных движениях, его руки и мимика излучали музыку. Ключевое слово здесь – точность, а не бесконтрольные импульсы. Цель – раскрыть подлинное, высокое переживание музыкального текста. Наш гость из Франции пытался на концерте идти по дороге, проторенной великим дирижером, копировать его почерк. Но его дорога оказалась перерыта ямами и колдобинами. Знатоки с трудом выдержали это музыкальное испытание. Исполнение симфонии оказалось по сути фрагментарным набором отдельных эскизов и набросков, которым куда уютнее было бы врозь.

209М. Кац в наивно-романтический сюжет самой непрограммной симфонии Чайковского внес свои коррективы, избавив ее от душевности. Он попытался вложить в неё некую другую духовность – эпатажную, надуманную. Насыщенная мелодикой музыка с роскошным оркестровым колоритом не нуждалась в эмоциональном напряжении и раскрашивании, навязанных дирижером. Оркестр старался. Даже с некоторой одержимостью доказывал, что любой эксперимент ему по плечу и не путался в экспрессивных жестах маэстро, часто не совпадавших с музыкой. Дирижерская импровизация в поведении на сцене напоминала недостаточно ясный приказ «солдатам» музыки, но они-то как раз оказались хорошей спаянной «армией», не очень нуждавшейся в своем «генерале». Обыгрывание исполнения бросало вызов самой музыке и угрожало ей изгнанием. Большую часть представления М. Каца составляли номера вроде «выразительных жестов»: протянутые в позе распятия и застывшие в страстном порыве руки, импульсивные движения телом с отбрасыванием головы куда-то назад в кульминационных моментах, поворот профиля не просто в сторону струнных инструментов, а дальше в сторону публики. Иногда руки безжизненно повисали, колени сгибались, голова низко опускалась, и весь он бился в конвульсиях. Какой простор для актеров драмтеатров – они именно так изображают дирижеров в спектаклях. Думаю, такое великолепие потрясло даже музыкантов. И новичков оркестра, и помнящих еще отца Миши – заслуженного артиста России Леонида Каца, работавшего с нашим оркестром с 1952 года более 25 лет и создавшего нашему городу репутацию музыкального. Кац-младший дирижирует уже семь лет, бросив игру на виолончели. Как виолончелист он получил заслуженное признание. Дирижирование – его новая страсть и, видимо, еще не вполне освоенная. Как музыкант-минималист (как сказано выше, симфония распалась на отдельные эпизоды) он не увидел целого в тексте Чайковского, а излишняя артистичность, как говорится, из совсем другой оперы.

16 октября, 2002г., РО.
.