rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
               Наш паровоз, вперед лети!
В Ростове-на-Дону открыт музей железнодорожной техники, где все экспонаты после непродолжительной подготовки готовы отправиться в путь.
Недавно открытый филиал музея истории Северо-Кавказской железной дороги - Музей железнодорожной техники - расположен на станции Нижне-Гниловская под Ростовом. В стране - это четвертый подобный музей, но в отличии от прочих любой из его экспонатов после непродолжительной подготовки снова готов отправиться в путь. Тем более, что музейные пути соединены с главными станционными путями, что опять же для других российских музеев не характерно.
На станции Нижне-Гниловская можно увидеть те экземпляры, которые представляют собой интерес и с точки зрения историков, и с точки зрения развития инженерной мысли. По мнению Владимира Буракова, сотрудника музея, своими руками эту мощнейшую экспозицию собравшего, рановато от паровоза отказались на наших железных дорогах.
Дорого обходится бег впереди прогресса - ведь в эксплуатации эта, казалось бы, древняя машина, в полтора раза дешевле тепловоза или электровоза. А что сейчас можно видеть порой: тепловоз тащит за собой, бывало, всего лишь одну цистерну, воду, стало быть, по станциям разводит. Да это все равно что огромным "Кировцем" бидон с молоком по деревне возить!
 Мало их осталось, паровозов. Если бы не ставили их в качестве памятников (таковых на СКЖД - восемь), то подрастающие поколения знали бы о них только по картинкам. Но паровоз на пьедестале - это не то! Ведь интересно подойти поближе и хотя бы дотронуться до этого гиганта: есть экземпляр на Нижне-Гниловской, диаметр колес у которого достигает почти двух метров!
Такой архаической мощью веет от этих машин, что невольно вспоминаешь египетские пирамиды. Впрочем, почему - архаической? Есть в музее легендарный локомотив серии ФД (Феликс Дзержинский), спроектированный и построенный за 100 дней на Луганском паровозном заводе для основных магистральных путей. Машина оказалась такой мощной, что ее рекорд не побит и современной техникой - в 1938 году на Уральской железной дороге он взял с места и провез без подталкивания и дополнительной тяги состав весом в 10,5 тысяч тонн! Действующих машин этой серии осталось в мире всего две: одна - на Украине, другая - у нас, в музее Северо-Кавказской железной дороги. Другой мощный красавец, стоящий на музейных путях - серии П36, на которой закончилась эпоха паровозостроения, может развить скорость до 125 километров в час, то есть такую же, как современный электровоз.
 А есть экспонаты с точки зрения исторической памяти и вовсе уникальные. Стоит на музейных путях один паровоз, вроде бы по мощности и статям другим уступает, но притягивает внимание - невозможно как! И прежде всего надписью на боку:"Мир победит войну!" Вот и расскажет любопытствующим Владимир Владимирович Бураков, что перед ними - участник Сталинградской битвы, что "латки" с заклепками у него по всей длине закрывают боевые раны и что надпись про мир и войну - самая что ни на есть настоящая, хоть и восстановленная, тех времен еще - военных.
 А про заклепки говорить свысока не стоит, так как есть в музее одна трехосная (!) цистерна, трофей Первой мировой войны, которая до июля 2003 года продолжала работать в вагонном депо станции Лихая. Вся - на заклепках, но несмотря на то, что хранили в ней едкие вещества, ни одна заклепка не течет!
 Не упомянуть про экспонат, который еще не выставлен, но представляет собой гордость музея, попросту нельзя. Не поймет этого Владимир Владимирович. Ни у одного музея в России нет такого вагона - вагона... каретного типа! Изготовлен он в 1869(!) году английской фирмой "Глостер". Вся проблема в том, что нуждается этот "дедушка" в реконструкции, что вполне естественно, а завод в Великобритании, его изготовивший, закрылся в 1969 году, и та часть его архивов, где хранились чертежи нашего раритета, утеряна. Сейчас идет поиск таковых в частных архивах. Представители Центрального музея железнодорожной техники умоляли этот экземпляр - нет, не отдать, хотя бы поменять на что-либо! - но у "ростовских" собственная гордость: самим нужен!
Кстати, а зачем - нужен? С какой-такой стати Северо-Кавказская железная дорога озаботилась историей? Как тут не вспомнить утверждение, что в ХХI веке самыми ценными будут признаны те вещи и явления, которые имеют культурную традицию.
Да и об имидже своем настала пора подумать - чем мы в эпоху самостоятельности отличаемся от других?! В уже упомянутой Великобритании между частными железными дорогами (а они там все частные) идет негласное соревнование - у кого раритетов больше. А если они еще и "на ходу"?!
 По словам Владимира Владимировича, надо видеть глаза мальчишек, которым удалось проехать на паровозе вместе с машинистом, да еще заставить эту мощную машину погудеть! Кстати, подобные ретротуры - в планах музея. Надо думать, не только студия Никиты Михалкова "Три ТЭ", заказавшая в музее для съемок под Таганрогом на весну 2004-го два паровоза, товарные и пассажирские вагоны времен гражданской войны, будет пользоваться этими экспонатами. На Западе поездки в старинных вагонах на паровозной тяге очень популярны. Хочется надеяться, что войдут они в моду и у нас. А проехаться с ветерком по дорогам СКЖД можно не только в вагонах "8 человек, 40 лошадей", но и, скажем, в вагоне начальника Кавказской дороги с конференц-залом, отделанном деревянными панелями и коваными светильниками.
 А ведь подумать только - в середине 90-х эта программа на СКЖД была свернута, и сотрудники во главе с Владимиром Бураковым продолжали работать на энтузиазме (на собственные деньги был даже куплен один паровоз!). В 2000 году музейное дело вновь решено было поддержать, и результат этой поддержки - не только собранная и приведенная в порядок техника (ею могут любоваться и посетители музея, и пассажиры проезжающих поездов и электричек), но и здание музея, единственное специально выстроенное для музея здание в Ростове. А возведено оно в стиле тех построек Владикавказской железной дороги, которые до сих можно встретить у железнодорожных путей СКЖД. Стало быть, основательное и надежная, как сама железная дорога.
"Молот", 6 января 2004 года, с.4 
.