Наш паровоз, вперед лети!
В Ростове-на-Дону открыт музей железнодорожной техники, где все экспонаты после непродолжительной подготовки готовы отправиться в путь.
Недавно открытый филиал музея истории Северо-Кавказской железной дороги - Музей железнодорожной техники - расположен на станции Нижне-Гниловская под Ростовом. В стране - это четвертый подобный музей, но в отличии от прочих любой из его экспонатов после непродолжительной подготовки снова готов отправиться в путь. Тем более, что музейные пути соединены с главными станционными путями, что опять же для других российских музеев не характерно.
На станции Нижне-Гниловская можно увидеть те экземпляры, которые представляют собой интерес и с точки зрения историков, и с точки зрения развития инженерной мысли. По мнению Владимира Буракова, сотрудника музея, своими руками эту мощнейшую экспозицию собравшего, рановато от паровоза отказались на наших железных дорогах.
Дорого обходится бег впереди прогресса - ведь в эксплуатации эта, казалось бы, древняя машина, в полтора раза дешевле тепловоза или электровоза. А что сейчас можно видеть порой: тепловоз тащит за собой, бывало, всего лишь одну цистерну, воду, стало быть, по станциям разводит. Да это все равно что огромным "Кировцем" бидон с молоком по деревне возить!
Мало их осталось, паровозов. Если бы не ставили их в качестве памятников (таковых на СКЖД - восемь), то подрастающие поколения знали бы о них только по картинкам. Но паровоз на пьедестале - это не то! Ведь интересно подойти поближе и хотя бы дотронуться до этого гиганта: есть экземпляр на Нижне-Гниловской, диаметр колес у которого достигает почти двух метров!
Такой архаической мощью веет от этих машин, что невольно вспоминаешь египетские пирамиды. Впрочем, почему - архаической? Есть в музее легендарный локомотив серии ФД (Феликс Дзержинский), спроектированный и построенный за 100 дней на Луганском паровозном заводе для основных магистральных путей. Машина оказалась такой мощной, что ее рекорд не побит и современной техникой - в 1938 году на Уральской железной дороге он взял с места и провез без подталкивания и дополнительной тяги состав весом в 10,5 тысяч тонн! Действующих машин этой серии осталось в мире всего две: одна - на Украине, другая - у нас, в музее Северо-Кавказской железной дороги. Другой мощный красавец, стоящий на музейных путях - серии П36, на которой закончилась эпоха паровозостроения, может развить скорость до 125 километров в час, то есть такую же, как современный электровоз.
А есть экспонаты с точки зрения исторической памяти и вовсе уникальные. Стоит на музейных путях один паровоз, вроде бы по мощности и статям другим уступает, но притягивает внимание - невозможно как! И прежде всего надписью на боку:"Мир победит войну!" Вот и расскажет любопытствующим Владимир Владимирович Бураков, что перед ними - участник Сталинградской битвы, что "латки" с заклепками у него по всей длине закрывают боевые раны и что надпись про мир и войну - самая что ни на есть настоящая, хоть и восстановленная, тех времен еще - военных.
А про заклепки говорить свысока не стоит, так как есть в музее одна трехосная (!) цистерна, трофей Первой мировой войны, которая до июля 2003 года продолжала работать в вагонном депо станции Лихая. Вся - на заклепках, но несмотря на то, что хранили в ней едкие вещества, ни одна заклепка не течет!
Не упомянуть про экспонат, который еще не выставлен, но представляет собой гордость музея, попросту нельзя. Не поймет этого Владимир Владимирович. Ни у одного музея в России нет такого вагона - вагона... каретного типа! Изготовлен он в 1869(!) году английской фирмой "Глостер". Вся проблема в том, что нуждается этот "дедушка" в реконструкции, что вполне естественно, а завод в Великобритании, его изготовивший, закрылся в 1969 году, и та часть его архивов, где хранились чертежи нашего раритета, утеряна. Сейчас идет поиск таковых в частных архивах. Представители Центрального музея железнодорожной техники умоляли этот экземпляр - нет, не отдать, хотя бы поменять на что-либо! - но у "ростовских" собственная гордость: самим нужен!
Кстати, а зачем - нужен? С какой-такой стати Северо-Кавказская железная дорога озаботилась историей? Как тут не вспомнить утверждение, что в ХХI веке самыми ценными будут признаны те вещи и явления, которые имеют культурную традицию.
Да и об имидже своем настала пора подумать - чем мы в эпоху самостоятельности отличаемся от других?! В уже упомянутой Великобритании между частными железными дорогами (а они там все частные) идет негласное соревнование - у кого раритетов больше. А если они еще и "на ходу"?!
По словам Владимира Владимировича, надо видеть глаза мальчишек, которым удалось проехать на паровозе вместе с машинистом, да еще заставить эту мощную машину погудеть! Кстати, подобные ретротуры - в планах музея. Надо думать, не только студия Никиты Михалкова "Три ТЭ", заказавшая в музее для съемок под Таганрогом на весну 2004-го два паровоза, товарные и пассажирские вагоны времен гражданской войны, будет пользоваться этими экспонатами. На Западе поездки в старинных вагонах на паровозной тяге очень популярны. Хочется надеяться, что войдут они в моду и у нас. А проехаться с ветерком по дорогам СКЖД можно не только в вагонах "8 человек, 40 лошадей", но и, скажем, в вагоне начальника Кавказской дороги с конференц-залом, отделанном деревянными панелями и коваными светильниками.
А ведь подумать только - в середине 90-х эта программа на СКЖД была свернута, и сотрудники во главе с Владимиром Бураковым продолжали работать на энтузиазме (на собственные деньги был даже куплен один паровоз!). В 2000 году музейное дело вновь решено было поддержать, и результат этой поддержки - не только собранная и приведенная в порядок техника (ею могут любоваться и посетители музея, и пассажиры проезжающих поездов и электричек), но и здание музея, единственное специально выстроенное для музея здание в Ростове. А возведено оно в стиле тех построек Владикавказской железной дороги, которые до сих можно встретить у железнодорожных путей СКЖД. Стало быть, основательное и надежная, как сама железная дорога.
"Молот", 6 января 2004 года, с.4
|