«Вечерний Ростов» уже не раз рассказывал о судьбе уникальной коллекции старинной железнодорожной техники, которая волею судьбы оказалась в Ростове-на-Дону. Специалисты оценивают это собрание старых паровозов и вагонов как второе в России (коллекция СКЖД уступает лишь коллекции Октябрьской железной дороги на станции Шушары). Однако в Ростове до сих пор не знают, что делать с этими тоннами металла.
МОСКВИЧИ ПРИЕХАЛИ ЧИСТИТЬ СТАРЫЕ РОСТОВСКИЕ ПАРОВОЗЫ
Парк отстоя вагонов станции Ростов-Главный укрыт от посторонних глаз лесополосой. Ныряешь в кусты - и оказываешься где-то между прошлым и настоящим. Надпись «Феликс Дзержинский» на черном тендере паровоза, большие колеса с мощными рычагами, котлы, трубы, лозунг «В мире нет таких крепостей, которых большевики не смогут взять»... Все это настойчиво напоминает о нашей истории. А занимаются этой историей лишь с десяток активистов Ростовской организации Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД).
Коллекция, которая находится в Ростове, оказалась здесь только благодаря их энтузиазму. Они обшарили все закоулки самых дальних станций СКЖД - и не только: паровозы и старые вагоны свезли в Ростов даже с Урала и из Сибири. Благо, что железнодорожное начальство шло навстречу. Иначе вся эта техника уже сейчас была бы разрезана на металлолом.
Публикация «Вечернего Ростова» прошлым летом привлекла внимание руководства СКЖД к судьбе старых паровозов. Идея энтузиастов такова: создать в Ростове действующий Музей железнодорожного транспорта. В планах реконструкции вокзала Ростов-Главный этому музею обещали выделить место. Но после смены начальника СКЖД паровозы «остались и ныне там»...
Между тем ростовская железнодорожная ретро-техника заинтересовала даже столичных жителей. Из Москвы специально приехали молодые супруги Овчинниковы - Кирилл и Татьяна. Кирилл учится в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, Татьяна работает бухгалтером в управлении Московской железной дороги. Оба решили провести свой отпуск не где-нибудь на море, а в Ростове, в парке отстоя станции Ростов-Главный!
Кирилл занимается ответственным делом: консервацией паровоза серии ЛВ, Татьяна ему помогает. Работу чистой не назовешь: очистил щеткой от ржавчины металл - залил его мазутом, продолжаешь дальше... Но ребята довольны: отпуск проходит замечательно!
- Увлечение железной дорогой у меня с детства, - говорит Кирилл, - еще с той поры, как родители подарили мне игрушечную железную дорогу производства ГДР. Мы уже провели одно лето на Октябрьской железной дороге. Теперь вот - СКЖД. Думаю, приедем сюда еще раз...
Общение один на один со старой железнодорожной техникой накладывает отпечаток на личность. Ведь паровозы не сравнить с современными электротепловозами. В современных машинах не чувствуется неукротимой мощи, изящно застывшей в тоннах металла. Паровоз - это совершенство механики, торжество человеческой мысли, сумевшей обуздать неистовство силы пара. Активисты движения ощущают некую энергетическую подпитку, когда возятся с металлом, и потому работают с удовольствием, хотя не получают за это денег.
В нашей коллекции нет двух одинаковых паровозов. Каждый имеет свою историю. Вот, например, паровоз ЛВ с бортовым номером 333, который сейчас приводят в порядок энтузиасты. Он спроектирован известным советским конструктором Львом Лебедянским. Грузовой паровоз средней тяжести был сконструирован сразу после войны и предназначался для работы на тех участках дорог, которые были не в полной мере восстановлены после войны. Изюминка проекта заключается в мощной тяге при относительно невеликой нагрузке на ось (18 тонн). У самого мощного в мире советского паровоза серии ФД (Феликс Дзержинский) нагрузка на ось - 22 тонны. ЛВ считается самым совершенным паровозом, поскольку в него были вложены самые последние инженерные разработки (например - увеличитель сцепного веса). Наш ЛВ-333 был построен на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1956 году. В том самом году, когда на XX съезде КПСС было принято решение (помимо разоблачения «культа личности») о переводе железных дорог СССР на электрическую тягу...
Очень интересен паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). Он спроектирован тем же Львом Лебедянским в 1931 году. Непосредственно перед этим наш конструктор посетил Соединенные Штаты Америки - и новый советский паровоз был подозрительно похож на один из американских (которые закупило советское правительство). Наш ФД проектировала так называемая «шарашка» (конструкторское бюро НКВД, в котором трудились осужденные ученые), и проектная документация была сделана всего за сто дней. Несмотря на внешнюю похожесть, ФД был нашим, советским паровозом. Он доказал это, установив рекорд веса поезда с одиночным локомотивом - 10 400 тонн. Этот рекорд не побит до сих пор даже на современной железнодорожной технике!..
Несколько дней назад коллекцию пополнили три вагона электрички ЭР-22, которая тоже имеет свою историю. Привлекают внимание необычные вагоны - удлиненные, с тремя дверями. Рассказывают, что этот проект (1968 года) был выполнен женой тогдашнего начальника Московской железной дороги. Чтобы уменьшить время стоянки электрички во время посадки-высадки, было увеличено количество дверей. Но в результате уменьшился салон, удлиненный вагон стал негабаритным и мог использоваться только на отдельных участках дороги. У нас ее могли поставить только на участок Минводы-Кисловодск. В России остались только две такие электрички - остальные давно уже порезали на металл. Одна из них сейчас в Ростове.
О железнодорожной ретро-технике можно рассказывать бесконечно. Ростовская коллекция представляет несомненный интерес и немалую материальную ценность. Как ею толково распорядиться? Пока этот вопрос, похоже, волнует только десяток молодых людей - активистов общества любителей железных дорог...
1 августа 2000г., «Вечерний Ростов».
|