ВЕНЕЦ - ЗА КОНЯ!
Из всех животных, связанных с человеком, лошадь, пожалуй, самое "историческое". Она пронесла его на своей спине через века и эпохи. А у театра и лошади - свои особые взаимоотношения.
КАЖДЫЙ артист делая первые шаги на сцене, обязательно проходит через «зад лошади»… То есть в детских спектаклях (утренниках) частенько изображают лошадь. Вот эту работу и поручают только молодым актерам. Театральная лошадь сильно отличается от живой. Она, как правило, состоит из двух частей. Первая часть - актер стоит в полный рост, держа конскую голову на своей. А вторая часть, то есть зад лошади, - актер, который стоит, согнувшись, и держит первого за талию. (Нетрудно представить, что мог вытворять под попоной впереди стоявший в адрес партнера. А тот должен был терпеть все это)…
Третий этап, когда актер в своих мечтах, а потом и воочию произносит знаменитую реплику Ричарда III из одноименной трагедии Шекспира: «Коня, коня! Венец мой за коня!».
Вывести же на сцену живую лошадь в большинстве случаев является несбыточным желанием и особым шиком, который позволяют себе только в оперных театрах. Там на лошадях редко, но появляются царственные особы, которые, сидя верхом, исполняют заключительные аккордные арии.
На сценах ростовских театров живая лошадь появлялась только единожды. Это было на праздновании 15-летия Театра юного зрителя. На сцене сидели юбиляры. В зале публика. Представители цирка решили поразить всех и привели лошадь на сцену. О чем они говорили, никто не расслышал, т.к. лошадь в самый неподходящий момент… испражнилась. Зрители не просто хохотали, а «ржали» от увиденного. А заслуженный артист РСФСР Павел Будяк подскочил к лошади и поцеловал ее в губы.
За 139 лет в репертуаре Ростовского академического театра драмы только четырежды встречаются названия с терминологией, связанной с этим животным, которое служит символом наступившего года: «Первая Конная» Вс. Вишневского (1930 г.), «Любовь в упряжке» И. Стальского (1930 г.), «Конек Горбунок» П. Ершова (1992 г.), «Загнанная лошадь» Ф. Саган (2000 г.).
Вообще драматурги нередко используют в названиях своих пьес это благородное животное. Так, у М. Шатрова есть пьеса «Лошадь Пржевальского», у М. Залка и В. Морозова «Еще о лошади». Два произведения стоят особняком. Это «Эквус» П. Шеффера, пьеса до сих пор не разгаданная нашими театрами, и «Холстомер» Л. Н. Толстого в инсценировке Марка Розовского. Как писала одна столичная газета: «Для Розовского «История лошади творческая вершина на жизненном пути, горный пик высшей категории сложности. Поставить пьесу, где люди играют лошадей, - маршрут для настоящих покорителей Гималаев искусства…».
Многие видели телевизионный вариант этого спектакля, поставленного выдающимся режиссером современности Г. А. Товстоноговым с артистами БДТ, где главную роль исполнял Е. Лебедев. Спектакль был награжден Государственной премией страны.
25 января 2002г. НВ.
|