За русским искусством в Японию?
В России к искусству всегда относились серьезно. Не тщеславия ради. Искусство - инструмент сражения за принципы политические, экономические, религиозные, философские и прочие. Такое судьбоносное положение особенно заметно, когда речь идет о национальном искусстве.
На днях я узнала, что кинотеатр «Россия» будет реконструирован и станет образовательно-концертным центром имени Кима Назаретова». Прекрасно! Когда-то, при советской власти, замечательный музыкант-джазист мечтал о таком центре и вел те самые безуспешные бои за свою идею. Теперь в Ростове кроме джазового клуба и оркестра есть джаз-школа, отделение в училище искусств и, что гораздо серьезнее, кафедра джаза в консерватории им Рахманинова. Но джаз - при всей моей любви к нему - не русское искусство. Когда Назаретов боролся за его признание в нашем городе, власть традиционно вставляла палки в колеса машине буржуазного искусства.
Теперь буржуазным вполне можно признать оркестр русских народных инструментов. И начинать борьбу за его существование в нашем городе с такой же энергией, с какой добивались признания джаза Назаретов и его сподвижники. Так как пока - это мое мнение - всё русское если не изгоняется из культуры, то по крайней мере остаётся на обочине городской жизни. Оркестр русских народных инструментов - величайшее достояние национальной культуры России. Ведь нигде в мире нет ничего подобного: отдельные национальные простые инструменты собраны в семейства по голосам симфонического оркестра. В. В. Андреевым еще в 1887 году. Только в России! В той же консерватории им. Рахманинова много лет существует факультет русских народных инструментов. Выпускники факультета вынуждены уезжать из Ростова и представлять одну из лучших исполнительских школ народных инструментов России в Краснодаре, Астрахани, Сочи и еще 60 городах, где есть подобные оркестры.
Сегодня в консерватории существует студенческий оркестр под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России К.Д. Хурдаяна. Как рассказал руководитель и дирижер, только за последние полгода музыканты оркестра стали лауреатами 15 всевозможных конкурсов в Москве, Петербурге, Челябинске, Клингентале (Германия) и т. д. Жалко будет городу потерять таких виртуозов, ведь после окончания консерватории они украсят своим искусством очередной оркестр России или уедут за границу. Уникальный коллектив (42 оркестранта плюс дирижер) обратились к мэру Ростова М А. Чернышеву с просьбой взять оркестр под свое покровительство. И наш мэр решительно поддержал музыкантов и сумел найти средства на содержание оркестра. Пока на четыре месяца. Оркестр получит звание муниципального, и 15 сентября состоится официальная его презентация. Город к «дню варенья» обогатится еще одним интеллектуальным подарком. Но этого ой как мало. На сегодняшний день нужны 300 тысяч рублей на приобретение инструментов (музыканты пользуются консерваторскими), пультов, сценических костюмов и прочих - необходимых немедленно - средств существования. Меценаты, любители русского искусства, ау-у! Мир звуков вокруг нас напоминает ирреальную свалку мусора. Он не рождает звуковых образов в голове, а врывается в подсознание и ворочает там осколками мыслей. Отдохнуть от агрессии музыкальной попсы можно лишь переключившись на многокрасочную палитру звуков оркестра народных инструментов. Возможности его звучания позволяют исполнять произведения любой сложности - от исконно народной музыки до современной авангардной и традиционной симфонической. О трепетной лиричности и задушевности наших народных инструментов по всему миру складывают легенды. Оркестр нужен не только городу Ростову. «Национальный ренессанс» необходим всему региону. Музыкальные школы и училища области в последние годы с большим трудом находят учеников на отделения народных инструментов. В этом году только Таганрогское училище искусств не выпустило ни одного баяниста, домриста и балалаечника. Наборы в музыкальных заведениях всей области на народные инструменты «зашкаливают» за одного-двух учеников. При таком раскладе домры (в России с XVI века), балалайки, баяны и прочие народные инструменты станут таки экспонатами музейных витрин, и очень скоро. И очередной «русский ренессанс» осознает свою «очередную» обреченность (как было на рубеже XX века), когда американский джаз будет более понятен новым поколениям молодежи, чем уникальная мелодика родной народной музыки. И чтобы услышать живьем исполнение русского народного оркестра, придется ездить в Краснодар или, скажем, в Японию. Японцы обожают нашу народную музыку. Не имея ничего равного в своей музыкальной культуре, они охотно выбирают то, что нам не нужно.
Сентябрь 2001г. НВ
|