Андрей ЯРОВОВ: "Я живу в средневековье"
Пышные костюмы с перетянутыми на локтях рукавами; волосы, подобранные жемчужными шпильками; лютня, деревянные флейты, бубны и... музыка потусторонней, небесной радости!
За свою семнадцатилетнюю историю ансамбль старинной музыки «Консорт Ренессанс» сменил много участников, среди которых были и выпускники консерваторий, и самоучки... Как говорит Андрей ЯРОВОВ, руководитель ансамбля, «главное - чтобы была гармония и в звуках, и в душах». Андрей «когда-то очень давно» окончил музыкальную школу. А на лютне учился играть в столице.
- Почему решил играть на лютне? Сейчас уже и не скажу: я столько за эти годы для себя легенд напридумывал... Например, что ее волшебный звук мне снился еще до того, как я взял ее в руки. Сейчас покупка первой лютни (почти за бесценок!) и то, как я попал в учение к знаменитым лютнистам Каллошу и Суетину, кажутся какой-то естественной закономерностью. С натугой получается только то, что относится к сфере материальной.
- Значит, ансамбль - это только для души?
- Был период, когда знакомые советовали: «Ой, Андрей! Надо спонсоров найти - озолотитесь!» И мы верили, искали такого добренького мецената. А нам говорили: «Да, да, это здорово!» - и исчезали. Я понял, что надо крутиться самому. Не хватало инструментов - научился делать блокфлейты сам. Скопил денег, приобрел аппаратуру: у меня дома своя мини-студия. Альбомы записываем... Все ребята из «Ренессанса» имеют другие заработки: кто в музучилищах, кто в школах. А я по образованию инженер. Конечно, за гастрольные концерты летом получаем неплохие деньги. Но в Ростове играем не так часто. Несколько раз в месяц в Молодежном театре на представлениях «Гамлета»; иногда в ресторанах и на вечеринках, за что нам, конечно, платят, но совсем немного.
- Среди музыкальной элиты считается неблагодарным занятием играть в ресторанах «под звон вилок»...
- А я как раз не люблю большие концертные залы, строгий фрак с бабочкой. В средние века музыка звучала не со сцены, а на пирах, в тавернах - как раз под звон этих самых вилок, застольные беседы и смех! Когда я учился играть, занялся изучением эпохи, антуража. Музыка в те века носила бытовой, развлекательный характер. А сейчас культура застолья утеряна. Иной раз люди даже теряются: зазвучала музыка, и они не знают, то ли надо есть дальше, то ли вежливо отложить приборы и слушать. Приходится разряжать атмосферу - брать бокал и самому произносить тосты. Часто песни¬ перемежаем средневековыми прибаутками о трубадурах. Мы делаем из выступления хорошее музыкальное шоу; в средневековье музыкант - еще и актер. И вот это «хорошее» люди чувствуют!
- Найти ноты средневековых песен, наверное, непросто...
- Первые партитуры мне достались от учителей. Потом я ездил по стране, искал людей, одержимых старинной музыкой, мы менялись нотами. А однажды встретил англичанина. Поговорили об эпохе, о музыке... А по возвращении на родину он в Оксфордской библиотеке снял для меня копии с редких ману-скриптов! Сейчас с нотами получается интереснее. У нас довольно узкий круг слушателей, но оказывается, нас знают и за рубежом. Мне иногда по почте приходят новые ноты от неизвестных людей из всех уголков мира! Так что сейчас география репертуара у нас выходит далеко за рамки Европы.
- Хотелось бы самому побывать в средневековых городах?
- Скорее нет. Жена в ансамбле играет и поет, дома всюду блокфлейты, дочь на них уже поигрывает. Когда приходят друзья, поем на старинных языках песни и баллады. И в сценической одежде чувствую себя куда уютнее, чем в мирской... Наверное, каким-то боком я и живу в средневековье...
На фото Виктора Погонцева: участники ансамбля (слева направо) Дмитрий Верин, Александра Чернецова, Андрей Яровов, Наталья Фомина.
2004-07-13 «АиФ на Дону»
|