rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Пластилиновый кот»

10Мы сидим в кафе и он, жестикулируя, рассказывает о музыке и танце. Со стороны может показаться, что он сейчас сметёт пивные бокалы со стола. Но этого не произойдёт, я-то знаю, что движения его рук доведены до совершенства. Передо мной сидит один из выдающихся мимов планеты Геннадий Викторович Рыгалов. Это о нём ходили слухи типа: «Глухонемой футболист не попал в сборную России, от злости научился слышать и разговаривать и стал мимом. Бабушка учила его говорить по губам, показывая ему по телевизору Ираклия Андроникова».

— А ещё писали: «Глухой мим пытается играть Гамлета», — говорит Гена. — Не надо играть на инвалидности. Я сделал инвалидное удостоверение совсем недавно, в дефолт, когда ушёл из театра. До этого всю жизнь у меня его никто не спрашивал. Это удостоверение — единственное напоминание о том, что я плохо слышу. Я работаю с нормальными ребятами, а не с глухими.

— Ты профессиональный режиссёр?

— Нет, я инженер-технолог. Работал в проектном институте, произошёл полный сплин. В 1975 году в ДК «Энергетик» набирали ребят для спектакля «Ромео и Джульетта». Я робко туда пошёл и сразу сыграл главную роль. А поставил тот спектакль Юра Попов, мой пожизненный учитель.

Справка: Юрий Попов ныне живёт в Вильнюсе. Руководит театром русской драмы. Входит в десятку лучших театральных режиссёров мира.

— Я играл у Юры в Вильнюсе, в литовском театре, до развала Союза. Год жил там, потом уехал в Италию. Поработал там в шоу-балете. Вернулся и опять открыл студию «Пластилиновый кот», которой руковожу с 1983 года. Приютил меня «Имидж». Там я набрал девчонок. Теперь преподаю и ставлю новые спектакли. Год назад перестал танцевать. Надоели мне эти русские кабаки. Не устраивает меня эта публика. Я привык работать на сцене. Там есть дистанция между артистом и публикой. Тебя не хватают за ноги, есть граница. А в клубах её нет. Ты можешь работать лёжа на полу, а кто-то переступит через тебя и пойдёт к стойке бара. Или сидят люди спиной к тебе и просто жрут. Другое дело в Италии. Там уважают артистов даже в кабаках. В Италии мы работали два года. Потом девчонки повыскакивали замуж, и группа распалась. Я без них — ноль. Там мужчины не работают в клубах. Мы проехали всю страну, от Милана до Перуджи. Я работал два месяца в маленьком городке Чико де Кастело. Его можно обойти за 15 минут. У меня закончилась рабочая виза. Вернулся в Ростов, и прямо в аэропорту меня обокрали. На Западе сумки кладут в специальный контейнер и опечатывают, а тут её грузчики «почистили». Украли видеокамеру, деньги. Хорошо, что немного в кармане осталось.

— Когда-то ты играл в театре им. Горького. Это были роли типа «кушать подано». Играл хирурга, пианиста в бане. В «Змеелове» исполнил роль убийцы, ходил тенью за главным героем. Теперь ты ставишь спектакль «Химеры» — это ремейк всех твоих миниатюр и спектаклей?

— Я пытаюсь объединить все нереализованные моменты в прошлом. В моей труппе 14 человек. Ребята от 12 до 24 лет. Разные люди: школьницы, сторож, плотник, компьютерщица.

— «Пластилиновый кот» имеет коммерческий успех?

— Такую большую труппу на гастроли не повезёшь. Мне говорили: сократи до четырёх, и будут поездки. Но я принципиально этого не делаю.

— На что же жить?

— Я получаю пенсию по инвалидности, работаю как педагог. Готовлю девочек к конкурсам красоты. В нашем обществе ни один подобный театр сегодня не выживет, хотя по уровню мы можем соперничать с мировыми труппами. Государству мы не нужны. В Ростове единственный, кто предложил мне сотрудничать, это Володя Чигишев. Я помогал ставить для ТЮЗа «Свадьбу Кречинского».

— Из чего рождаются твои спектакли?

— Я всегда вдохновлялся картинами Босха. Его картины о трагедии маленького человека. Единственный мой спектакль по чужому литературному материалу — «Эскориал». Это пьеса Мишеля де Гильдерота, но я сделал из неё пантомиму. Я ушёл от текста и в спектакле на библейские темы «Хомо Сити». Музыка порождает движение или наоборот. Я использую музыку от Стравинского, Прокофьева до «Биттлз», «Махавишны», «Пинк Флойд» и даже нашей группы «Пекин Роу Роу». В конце спектакля «Босх» звучит песня Тимофеева «По улице садовой шёл парень бестолковый». Я представил, как этот парень ведёт за собой толпу, которая вокруг себя ничего не видит, кроме лозунгов и рекламы. А этот поводырь ведёт их в тупик. У меня есть спектакль, сделанный под шумы. Когда-то звукорежиссёр Серёжа Афанасьев сделал мне фонограмму. Он сам записывал мне бормотание, цокот копыт, шум дождя.

Меня почему-то часто спрашивали, у какого американского хореографа я учился? Я учился у русского Юры Попова. Потом меня пригласили в польский театр. Но у них тогда случилась революция и всё обломалось. В Италии ко мне подходили молодые актёры всё с тем же «американским вопросом», просились в ученики. Я преподавал им пластику, помогал ставить гоголевский «Нос». Все почему-то думают, что лучшие мастера пластики в Голливуде. Между тем пантомима началась с Польши. Попов стал заниматься этим искусством после турпоездки в Польшу. Он увидел Глушака, Томашевского. В этом поляки ушли далеко. Остальная Европа зациклилась на уровне Марселя Марсо: белый грим, клоунада. У нас потом появился Полунин. Но Попов первый, кто стал делать спектакли, а не миниатюры. Я хорошо знаю Славу и очень его уважаю. Он предлагал мне работать вместе ещё в Ленинграде, но я отказался. Для него смешить — это работа, а для меня это было увлечение. Серьёзно я относился лишь к трагифарсу. Для Полунина сейчас целый цех в Голливуде шьёт костюмы, делает хлопья снега и прочее. Он как поставил в 1975 году своих «Чудраков», так и продолжает развивать эту линию. А для меня не важны костюм и декорация. Главное — музыка и хороший свет на сцене. Мне в ТЮЗе для «Босха» свет ставила Дазидова. Она гений. Я Попову показал плёнку, он обалдел.

Ко мне часто просятся полненькие мальчики, которые в состоянии платить немалые деньги. Но пантомима — это не средство для похудения. Здесь очень важна форма. Пластика, акробатика — это подчас изнурительные разминки. Ко мне приходят девочки и комплексуют по поводу того, как они потом будут выглядеть. А я им всегда предлагаю оригинальные идеи. Мы сделали рыбачку Соню по песне Утёсова. Она вышла на сцену в бигуди, рваной тельняшке, мужских сатиновых трусах, кирзовых сапогах и обвешанная рыбой. При этом папироска во рту. Публика в шоке, ведь всё это на конкурсе красоты. Потом появился Костя-морячок, принёс золотые туфли и дорогие шмотки. Произошла трансформация. Девочка заняла первое место, а позже стала «Мисс года» в Москве. Недавно я повторил этот этюд на «Мисс почта». Девочка была полноватая, но всё тот же успех. Оригинальность — это самое главное в искусстве и красоте. А когда нет свежей мысли, получаются «Маски шоу». Недавно смотрел их «Ромео и Джульетту» — пошлятина. Это же просто выбивание денег из зрителей, как моли из шубы.

Сегодня в мире в области пантомимы ничего нового не происходит. Нет фестивалей. На Западе мимы работают солнечными клоунами и зазывалами у магазинов.

— Но ведь они очень здорово это делают. Я помню, как мы с Кириллом Серебренниковым в Лондоне стали снимать камерой мима, который катался на одноколёсном велосипеде возле музея мадам Тюссо. Он тут же соскочил с велика, взял его в руки, изображая кинокамеру, стал пародировать нас, крутя педали, будто снимает древней камерой. Было очень забавно.

— Я пытался нечто подобное делать в Италии. Там по субботам и воскресеньям проходят ярмарки. Мне как-то итальянские актёры предложили в день святого Януария переодеться в нищего и просить милостыню на паперти. Сделали мне специальную культю вместо руки, грим наложили. Мы столько денег собрали! Там же нет нищих, это экзотика. Это у нас сразу же в аэропорту ты натыкаешься на цыган, беженцев и бомжей. Там же безработный получает приличное пособие, позволяющее не потерять человеческое достоинство. Там актёры почти все безработные, ведь у них нет государственных театров. Труппы собирают от случая к случаю. Ты можешь прийти в ратушу и попросить место для репетиций. И тебе дадут его бесплатно. Могут выделить деньги из городского фонда на постановку спектакля. А потом спектакль станет непопулярным, и труппа разбежится. Это же капитализм, но качественный. Он смахивает на коммунизм.

— Ну ничего, не пройдёт и сотни лет, как у нас тоже будет МЖК «Коммунизм».

— Мои ребята тоже иногда работают на улице. Во время Олимпиады они возле магазина сотовых телефонов изображали древних олимпийцев. Собралась толпа. Но работать в наших ресторанах — это мучение. В Италии все ночные клубы сделаны по типу кабаре. Сцена, а вокруг столики, но поставлены они так, что спиной не сядешь. Когда начинается номер, все смолкают. Официанты не шастают. Я проработал в маленьком городке полтора месяца. Одни и те же люди ходили каждый день и смотрели на моё искусство. А как-то шёл по улице, был карнавал. Кто-то тронул меня за плечо. Оказалось, Челентано предложил выпить мне бокал вина, просто так. Это другой мир. Другое восприятие жизни и искусства. Я больше не работаю в ростовских клубах, только на побережье. Там понастроили пятизвёздочных отелей, куда приезжают нефтяники Севера. Это богатые инженеры и работяги, но они не урла. Они привыкли уважать чужой труд, будь ты крановщик или мим. А в Ростове могут не заметить или даже плюнуть, нахамить.

У меня был смешной случай. Мой номер. Пошла фонограмма. Я только шаг ступил, а на моём месте уже парочка танцует. Я тогда сел с краю и подождал, когда закончатся их «понты мимо». Вернулся в гримёрку, а там взволнованный импресарио спрашивает: «Ну как, Генка, отработал? Ну, молодец, молодец!»

— Я всю жизнь был уверен в том, что искусство пантомимы придумали японцы. Ты смотрел фильм Такеши Китано «Куклы»? Театр Кабуки — разве это не предтеча пантомимы?

— Да, но элементы театра Кабуки и театра Но уходят корнями в глубокую древность. Они используют одни и те же маски и тексты. У японцев другой эмоциональный ряд. Европейцы это не поймут. Я видел японский театр Но в Чехии. Это красиво, но мне не понятно. Вот писатель Харуки Мураками пишет специально в европейском стиле. В Японии непопулярны ни «Охота на овец», ни «Норвежский лес». Ему нужен европейский рынок, и он его завоевал, будучи талантливым литератором и бизнесменом. А японскую классику мы не догоним в обоих смыслах этого слова. Это тысячелетняя культура. Дальше Акутагавы и Конзобуро Оэ мы не пробьёмся мозгорогом. Это как для меня трудно читать Достоевского.

Польская пантомима понятна всем. Я видел спектакль «Реплика» гениального режиссёра Юзефа Шайны. Там три человека играют на арене цирка без слов. Это постижения своего «я» в трёх ипостасях. «Я» — хочу кушать. «Я» — хочу женщину. «Я» — хочу диктатора. Они играют это по очереди, причём на уровне звериного инстинкта. Мы смотрели это с Поповым в 1970-е годы. В то время в Москве только появились «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», то есть то, что в совдепе было позволено играть. А мы уже пошли дальше. Когда я выпустил «Эскориал», то худсовет в управкульте сказал: «Это антисоветский спектакль». Но после «апрельских тезисов» Горбачёва началась перестройка и спектакль разрешили. Это спектакль об умирающей власти. Он основан на материале XV века. Эскориал — это гробница испанских королей. Мракобесие и чума. Это моё видение картин Босха. А спектакль «Химеры» — это то, что я вынужден был выбрасывать из своих работ. Тему противостояния личности и толпы. Гоголь, Чехов, Булгаков — все её рассматривали по-своему.

В Голландии я познакомился с двумя женщинами из шоу Дуо. Они показали потрясающий спектакль. Представь, две девушки приходят наниматься в театр. Там сидит невозмутимый режиссёр. Первая перед ним танцует, поёт арии, а вторая, некрасивая мымра в очках, постоянно одёргивает её. Но когда первая уже выдыхается, мымра снимает очки, отталкивает подругу, снимает дурацкое платье, остаётся в ущербном белье а ля СССР. Она делает полный стриптиз. Но не получив никакой оценки тупого режиссёра, они уходят ни с чем. Это гениально. Эти женщины говорят мне: «Хочешь, забирай идею себе, но найдёшь ли ты в России для этого актрис?» А женщинам этим уже далеко за 35. И под мышками они специально не бреют волосы. Всё очень натурально, без лакировки. Стриптиз у них — не просто раздевание, дабы потешить мужиков. Это животное сдирание кожи до обнажения души.

Я знаю Юзефа Шайну, работал с Томашевским, пока меня не попёрли из Польши в революцию. Работал с Полуниным. Я нашёл свой путь. Мне открыл глаза Попов, когда уехал в Москву заканчивать «Щуку». В Ростове образовалась пустота. До этого было 16 студий, проводились фестивали пантомимы. Потом я случайно встретил композитора Левона Рафаэлова, он в то время был директором Лен-дворца, а сейчас, кажется, преподаёт на юрфаке. Он мне предложил открыть студию. Я испугался, я же плохо слышу, но он настоял. Я набрал нормальных ребят — с глухими работать не могу. У глухих другое мировоззрение, они живут кланом, ломать его нельзя. А с нормальными людьми я могу за год изменить мировоззрение. Приходит девочка с желанием красиво двигаться, а через год она у меня играет Бабу Ягу. Но эта Яга в короткой юбке и модных сапогах. Я не оказываюсь от красоты, но хочу показать людям то, что красота — это прежде всего яркая индивидуальность. Подчас не та, привычная, форматная красота манекенщиц с обложек модных журналов. Меня спрашивают, как же вы музыку слушаете? Я её не слышу, я чувствую. Про меня пишут: «Музыка его спектаклей идеально ложится на пантомиму, при этом он глухонемой». Чушь собачья! Даже глухонемой может почувствовать музыку, если колонки положить динамиками на пол. Я музыку слышу, но стараюсь её не слушать, а ощущать, чтобы она в меня проникала и сливалась с моим движением. Музыка материальна. И этому я учу своих ребят. Не слушайте, не вычисляйте её, это не математика.

Недавно был случай — врубили не ту фонограмму, но ребята отработали номер точка в точку. Раньше я брал только взрослых, но теперь пробую детей. Пришла маленькая девочка, я её бросил во взрослый коллектив, и она адаптировалась. Теперь у меня три девочки от 11 до 14 лет. Я их называю три грации. Через пару лет они победят в любом конкурсе красоты. У них уже есть пластика, но они начинают играть как актрисы. Ведь обычно люди танцуют под тупую поп-музыку, и их движения через пять минут становятся бессмысленными. В попсе ведь главное, чтобы припевчик и куплетик повторялись. Чтобы серая масса танцпола вибрировала. В хорошем танце вы иллюстрируете музыку или же показываете своё отношение к ней. Я работаю только с хорошей музыкой, будь то классика или современный рок. Я не иллюстрирую музыку, а подключаю к собственному телу, как электрический ток.

— «Даже мёртвый человек исполняет танец. Каждый день, танцующей походкой, ближе, ближе, ближе к ней», — говорил как-то Дон Хуан Кастанеде.

Движения не могут быть бессмысленными. Мы же не дёргаемся во сне так, как на яву. Ведь во сне другая фонограмма. А при беге мы не бежим на несогнутых конечностях. Жизнь — это осмысленные этюды движения, звуков, реплик. Глупо выглядят танцы дилетантов под пошлую музыку. Искусство танцевать во все времена для человека было куда важнее кино.

15 декабря 2004г., РО.
.