rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Солнцеворот» — это сама жизнь

11Солнцеворот — так назывался раньше календарный год. И так называется фольклорный казачий театр, которым вот уже шестой год руководит преподаватель Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры Лариса Владимировна Стешакова. «Солнцеворот» хорошо известен любителям фольклора в Ростове и области, в ЮФО. А в этом году к театру пришла «заграничная» слава: на международном фестивале «ЕВРОфолк-2004 «Русский остров» он занял второе место. Организаторы фестиваля сняли о «Солнцевороте» клип, который стал настоящим подарком для театра и его почитателей.

— Лариса Владимировна, что такое фольклорный театр?

— Это очень древний жанр, возникший одновременно с обрядами, ритуалами, праздниками. Все народы мира делят время на будни и праздники. Сейчас люди воспринимают праздничное время несколько иначе, чем в древности. Еда и питие, пожалуй, единственные обязательные атрибуты, дошедшие до нас с тех пор. А вот праздное времяпрепровождение — это по идее не должно быть празднику присуще. Представим себе древо мира. Это ось, на которой держится всё наше бытие. Верхняя часть — это Божественное пространство, ствол — земное, населённое нами, людьми, корни — это наши предки, тотемные животные, от которых произошли те или иные человеческие племена. Во время праздника границы нарушаются, мир максимально возвращается к своему первозданному хаотическому состоянию. Потому что основные праздники — это моменты переходные, они опираются на фазы солнечного цикла. Например, рождество — это праздник нарождения молодого солнца. Мы его начинаем с кутьи, обрядовой еды из зёрен. Зёрнышко — символ культа предков, оно вмещает в себя все соединяющие моменты: мы его сажаем в землю (отправляем к предкам), там оно напитывается, даёт росток (в жизнь земную), который веточками-листочками поднимается к небу (в божественное пространство). Масленица, следующий праздник, опять же связана с солнечным циклом — с днём весеннего равноденствия. И так далее.

— Ваш театр казачий, а как вы относитесь к спорам о том, казаки — это народ, этнос, имеют ли они право на самоопределение?

— Я считаю, что имеют, хотя и с тем, что вопрос этот очень спорный, тоже согласна, ведь мало сохранилось достоверных документов.

— А вы сами казачка?

— Сибирская, мама у меня с Иртыша, а если вспомнить историю заселения Сибири...

— Короче, всё понятно: Ермак. Ну так вот, есть же мнение, что казаки — это как бы с миру по нитке...

— Ничего подобного! Их предки — это народ, имевший много общего со скифами, сарматами, народ всаднической культуры, для которого конь — это не просто скотинка такая в хозяйстве, а часть жизни, часть культуры, член семьи. На сегодняшний день есть гипотезы о том, что казаки близки по духу к рыцарским орденам. Так что по определению это были воины, призванные служить Богу с оружием в руках.

— А мы со школы твёрдо знаем, что казаки — это беглые крестьяне, которых потом цари использовали на пограничной службе.

— Эта версия на сегодняшний день не выдерживает никакой критики. Потому что для того, чтобы выжить в степи, надо там родиться. Не может угнетённый, всю жизнь проходивший в лаптях человек вдруг переродиться в одночасье. Да, люди бежали от крепостного права, знали, что найдут защиту на Дону и что отсюда их не выдадут. Этих людей принимали, и имя у них было — голутвенные казаки.

— От слова «голытьба»?

— Да. Но к тому времени, как таковые появились, здесь уже были укреплённые поселения.

— Стоп! Давайте от истории казачества плавно перейдём опять к вашему театру. Вы его создавали?

 

— Можно сказать, да, но, конечно же, не на пустом месте. Существовал когда-то в Ростове фольклорный театр «Донская вольница», руководил которым Владимир Георгиевич Лисицын. Это был в большей мере казачий драматический театр. Песенный репертуар у них был от консерватории, а спектакли они делали о казаках времён революции и по шолоховским произведениям. Хотя назывался — Театр обрядов, игрищ и действ. К моему приходу руководитель его покинул, а режиссёр (замечательный режиссёр!) Елена Стратьева осталась. И мы с ней вдвоём стали созидать.

— В чём особенность вашего театра?

— В том, что мы возрождаем календарные традиции. Этим мало кто сегодня занимается, а мы видим в этом глубочайший смысл: люди должны знать, что они делают и для чего.

— Сколько у вас спектаклей?

— Три обрядовых действа: «Рождество», «Масленица», «Троица», спектакль «Донская ярмарка». Можем проводить свадьбы, именины, крестины — это тоже у нас особенные обрядовые действа. На фестивале мы познакомились с историко-этнографическим московским театром. Потрясающе интересно. Но у них реконструкция, сценический показ, а у нас то, что называется площадным театром. Это общее действо с людьми. Если нет народа, зрителей-участников, смысл нашего выступления утрачивается.

— Ваше пение тоже совершенно необыкновенное...

— Мы стараемся сохранить традиционные элементы исполнения и стилистические особенности. У казаков историческая воинская стилистика своими корнями глубоко уходит в язычество. Мы, между прочим, изучаем фольклор и Курской, Белгородской, Воронежской областей, которые когда-то входили территориально в состав войска Донского. Любимые праздники славян — Троица, Иван Купала. Кстати, по поводу последнего тоже столько нагорожено, что кроме как эротик-шоу, мы его не воспринимаем. На самом деле это центральный праздник славянского язычества, праздник торжества плодородия. Естественно, торжествует слияние мужского и женского начал, но не на уровне нижней чакры, а именно в божественном смысле: праздник, дарующий плоды, тепло, всё благодатное, что можно взять от солнца и земли. Так вот о нашем пении. Мы пришли к выводу, что пение а капелла это хорошо, но его нам недостаточно, невозможно всю площадь заполнить звуком. Мы стали использовать современные аранжировки. А почему бы и нет? Если в Америке из негритянского джаза сумели создать целую джазовую культуру со множеством направлений, то почему наши дети, кроме «Калинки-малинки» и «Во поле берёзка стояла», ничего больше не знают? А ведь наше ладовое пение так многообразно! Иногда мы поём старинные песни, и нас спрашивают: на каком языке вы поёте, какого края эти песни? Так что работы здесь — непочатый край. Наш звукорежиссёр, композитор и аранжировщик Владимир Аллахвердов, выпускник эстрадного отделения Московского университета культуры, джазовый по сути человек, когда мы предложили ему сделать наш первый альбом, схватился за голову и закричал:

— Вы что, я вообще не знаю никаких русских народных песен!

А потом мы его заразили (как всех, кто к нам попадает), и теперь...

— У вас аранжировки народного творчества в джазовом ключе?

— Можно и так сказать. Хотя мы стараемся, чтобы тембры, используемые в аранжировке, сохраняли архаику тех инструментов, которых на сегодняшний день уже практически и нет: гудка, духовых, владимирского рожка, колёсной лиры и т.д.

— Ваш коллектив — это увлечённые люди...

— Причём все. У нас нет солистов, вернее — все солисты: певцы, танцоры, музыканты. Фольклор — сам по себе синкретичный, многообразный жанр. Сделать его достоянием всех — наша миссия. Мы так чувствуем, мы так живём.

21 июля 2004г., РО.
.