Крёстная мама Ильченко и Карцева
Розалина ГОЧ была первым директором Ростовского Дома актёра и организатором знаменитых капустников.
Её квартира уставлена книжками с автографами известных людей. Жванецкий, Хайт, Винокур, бард Городницкий... С ними Розалина Митрофановна дружила много лет.
Из зала сюда
- Любой курьёз, случившийся на сцене, актёры превращают в хохму. Так и рождались театральные байки о том, как один артист забыл текст, а другой не надел парик, а третий упал в оркестровую яму... Мы собирали эти байки. И разыгрывали мини-спектакли, - вспоминает Розалина Митрофановна. - Артисты Виктор Покровский и Дмитрий Устинов писали сценарии, а на афише указывали: «Лица, не понимающие юмора, на вечер не допускаются».
Были каверзные шутки, но никто не обижался. Например, о нынешнем режиссёре театра им. Горького, а тогда ещё рядовом артисте Коле Сорокине, мы написали куплет:
Он ученик Быстрицкой и Бушнова, А родом он из города Азова. Работает в Ростове - вот сюда Пишите, если нужен тамада.
По тем временам были популярны шефские концерты, когда театральный коллектив приезжал на завод:
- После одного из таких выездов мы написали сценку, как будто артисты приехали на ликёро-водочный завод, прошлись по цехам, а потом должны были играть «Ромео и Джульетту». Игорь Богодух (Ромео), путаясь в словах и припоминая имя возлюбленной, признавался в любви. А подвыпившая Джульетта произносила текст из пьесы о стахановцах. Зрители умирали от хохота.
...Капустники в Доме актёра начинались поздно вечером и нередко продолжались до утра. Артисты приходили после спектакля. Поэтому один из вечеров так и назывался - «Из зала сюда».
Жванецкому досталось
Вскоре о вечерах Дома актёра пошли легенды. Попасть на них считалось большой удачей. А Розалина Гоч изощрялась, как могла, чтобы пропитать свой Дом театральной аурой.
- В 70-м году в Ростов приехали молодые ребята - Миша Жванецкий, Рома Карцев и Витя Ильченко, - продолжает Розалина Митрофановна. - Это сегодня их имена не нуждаются в представлении, а тогда их никто не знал. На концерт в филармонию пришло всего тридцать человек. Я пробралась к ребятам за кулисы, рассказала о Доме актёра, и они охотно согласились выступить.
Терять им было нечего. Они только-только ушли из театра Райкина, в Одессе случилась холера, и на Дону им предстояло пробыть ещё долго.
Карцев и сегодня на концертах вспоминает, что, прежде чем попасть в Ростов, их коллектив объездил всю область. Во многих хуторах их не хотели слушать. А один из местных массовиков-затейников пояснил: «Вы слабые артисты. У нас идут хорошо только концерты лилипутов и цыган».
Больше всего досталось Жванецкому. В Белой Калитве на него закричали тётки из зала: «Ты чего это по бумажке читаешь? Не мог текст выучить?»
Администрация запретила шутить
Когда Карцев, Ильченко и Жванецкий переступили порог Дома актёра, зал уже был забит до отказа.
- Собрать зрителей было несложно, - вспоминает Розалина Митрофановна. - Достаточно было позвонить двум-трём завсегдатаям, и на следующий день в предвкушении капустника народ висел на люстрах. Карцев со Жванецким и сегодня вспоминают, что именно на том вечере они почувствовали вкус настоящей славы.
Три дня спустя они отправились на конкурс артистов эстрады в Москву. Заняли второе место, а когда вернулись в Ростов, слух об их творчестве облетел весь город. Артисты отыграли 15 концертов с неизменным аншлагом.
Вскоре Дом актёра приобрёл славу самого элитарного места в городе. Сюда после своих официальных концертов приходили многие артисты - Винокур, Ширвиндт, Хазанов, Юрский, пел Окуджава...
Но в 80-е годы наступили тяжкие времена для Дома актёра. В театрах появились приказы администрации о запрещении шуток. Дескать, капустник развращает душу и отвлекает от дел. - Умерли капустники, а с ними - и наше счастье, - считает Розалина Гоч.
23.05.2006г., «АиФ на Дону»
|