rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Пианист держит в памяти тысячи прикосновений…

31Для того, чтобы попасть на первый тур в Японию, музыканту нужно послать на прослушивание аудиокассету и пройти отбор. Но есть ряд конкурсов, лауреаты которых попадают на конкурс им. Чайковского без предварительного отбора. В 2003 году Юля выиграла конкурс имени Юдиной в Санкт-Петербурге, что автоматически стало приглашением на первый тур конкурса Чайковского.

Юля Чаплина уже стала героиней не одного журналистского интервью. Чтобы не идти по стопам своих коллег, я решила проникнуть в «творческую лабораторию» исполнительницы. Как происходит работа над музыкальным образом? Что делает пианист, чтобы справиться с волнением? Обстановка располагала к теме: звуки настраиваемых инструментов, обрывки музыкальных фраз… Наша встреча происходила в консерватории.

— Юля, была настроенность на победу?

— Мне кажется, что чем меньше надеешься, тем лучше будет. Когда приезжаешь за первой премией — это почти гарантия, что ты её не получишь. Когда едешь просто поиграть, то получаются какие-то очень хорошие результаты.

— В одном из интервью вы сказали, что бываете рады, если на 50% удаётся воплотить замысел. А что собой представляет этот замысел?

— У исполнителя перед тем, как выйти на сцену, складывается в голове чёткая картина, как нужно играть: тысячи прикосновений — подушечка, ноготь; пластика — кисть, плечо; оттенки форте и пьяно, педаль, какие-то соотношения, балансы… Но когда выступаешь на сцене, никогда не можешь знать заранее, что у тебя получится, а что нет. Есть масса непредвиденных обстоятельств. Сам инструмент, акустика зала… За них ты в принципе не отвечаешь, но стараешься, чтобы всё было сделано так, как подготовлено до этого.

— Вам шестнадцать лет, но у вас, если так можно выразиться, богатое конкурсное прошлое. Наверное, есть какие-то наработанные приёмы, помогающие справляться с волнением?

— У меня нет каких-то особенных способов. Единственное — я стараюсь настроить себя, что проигрыш — это не конец света. Что жизнь будет продолжаться. И если у меня что-то не получится, это не значит, что мир остановился.

— Япония — такая экзотическая страна, что невольно тянет о ней расспрашивать. Что больше всего запомнилось?

— Чайная церемония, наверное. Можно сказать, что я присутствовала на настоящей чайной церемонии. Японцы не каждый раз, когда собираются пить чай, обряжаются в кимоно и так далее. Собственно говоря, сам процесс одевания занимает часа три. Очень много, если по-русски выразиться, «халатов», которые надеваются под кимоно.

— И у вас хватило терпения?

— Это было приятно. Вокруг тебя постоянно что-то подбирается: во-первых, идёт выбор цветовой гаммы, пояса — где-то 16 штук я насчитала в общей сложности. И понимаете, вот, допустим, этот бант сзади — всё подгоняется совершенно детально, никаких небрежностей. Но это у них менталитет такой — они живут по распорядку дня. Если им позвонишь и скажешь: «Давайте сегодня поедем куда-нибудь», это катастрофа! За неделю или как минимум за пять дней. Всё по плану, чётко.

Конкурс проходил в городе Курашики с полумиллионным населением. Что поразило Юлю, в этом маленьком городке оборудовано пять огромных концертных залов с прекрасной акустикой. Для сравнения — на более чем миллионный Ростов таких залов всего два…

— Японская публика отличается от нашей?

— Да, она более образованна, профессиональна. Хочется сказать, что у нас очень многие люди приходят на концерты в филармонию только потому, что приезжает артист с именем. Это проблема Ростова. Что касается японской публики, она не гонится ни за каким именем, а просто хочет послушать музыку и оценить её уровень.

Тем не менее на одном из концертов в Ростове Юля рассказала, отвечая на вопросы зрителей, что условия для пианистов были не самыми благоприятными. Репетировать разрешалось не более трёх часов (за рубежом считают, что играть больше — вредно). На то, чтобы разыграться на концертном рояле — для пианиста это обязательно — давалось 40 секунд; над душой стоял японец с секундомером. Жить пришлось в гостинице японского типа, где из мебели — только столик высотой до колен и татами. «И японская пища для русского человека очень непривычна», — жаловалась Юля.

— Возвращаясь к музыке, есть ли у вас кумиры среди исполнителей? Возникает ли желание кому-то подражать, на кого-то равняться?

— Желания подражать не должно быть. Если ты будешь таким, как кто-то уже был, зачем это нужно? Мои любимые исполнители — Рихтер и Гилельс. Вы знаете, часто шли споры, кто из них лучше. Я считаю, что эти споры не имеют смысла, потому что каждый из них велик.

— А любимый композитор?

— О-о, много. Могу сказать, что романтическая музыка мне даётся легче. Я имею в виду Шопена, Шумана, из русских — Чайковского, Рахманинова. Над другими надо больше работать в плане понимания. А вообще, каждый раз то произведение, над которым работаешь, становится самым любимым. И тот композитор… Через ужасное преодоление это происходит. Что-то идущее, может быть, от композитора, от стиля, от эпохи, какие-то личностные переживания, которые содержатся в его письмах… Всё собирается и перерабатывается, чтобы выдать своё.

Первый конкурс Юля выиграла в семь лет. Далее, в 1997 году заняла первое место на конкурсе им. Павла Луценко в Харькове. Побеждала на конкурсах во Франции (Париж), Андорре, на Украине (Киев). С музыкальными «экспедициями» Юлия объездила почти всю Европу. Больше всего, по её собственному признанию, полюбила Италию за фантастически яркое солнце и южную вспыльчивость итальянцев.

— Благодаря конкурсу им. Чайковского, можно так сказать, я создала себе уровень, ниже которого мне нельзя опускаться. В этом плане тот концерт, который был по возвращении из Японии в большом зале в Ростове, заставил очень волноваться. Мне казалось, в зале оценивали — ну, тянет она на первую премию, или так, повезло? Я надеюсь, что оставила благоприятное впечатление. По крайней мере, старалась

21 апреля 2004г., РО.
.