ПОДНИМАТЬ РУКИ К НЕБУ
75 лет спустя, день в день - 2 декабря, в Ростове появился театр танца ее имени - «АЙСЕДОРА» Светланы Головы.
Гуттаперчевые фигурки, затянутые до пят в синие хитоны, несущиеся, как «Ледяной поток», рассыпающиеся каплями, падающие, как сосульки, сворачивающиеся в синюю струю воды, поразили воображение жюри и «Утренней звезды», и первого Всероссийского конкурса артистов эстрады. В финале последнего они, одни из 14 счастливчиков со всей страны, взяли третье место, и то только оттого, что дважды нарушили условия: девочек в номере было не восемь, а девять, да и малы оказались две артистки - 12 лет вместо положенного предела в 14... Но так выгодно ростовчанки отличались от прочих, что сам Андрис Лиепа не удержался от закулисных комплиментов.
Впрочем, Светлана Голова комплиментов не любит: они расслабляют девчонок. Девчонок - 90. Есть среди них худенькая Марина - Светина дочка. С нее-то все и началось когда-то. С ее сутулости, исправить которую мама, по образованию хореограф, решила не окриками «я-кому-сказала-выпрямись!», а свободной пластикой - именно так называет свой стиль студия. Теперь бывшая сколиозница гнется, как змея, и ходит, словно прима Мариинки. А у «Айседоры» - почти сотня «дочек»: от 4- до 18-летних танцовщиц.
Как-то какой-то умник высказался: мол, в сегодняшней России живы лишь два стиля сценического танца: варьете и street jazz. Голова бросила вызов стереотипам - и поставила... канкан для первоклашек: никакого зади¬рания ног, бравурность мотивчика обращена в экспрессию шумной «Мышиной возни», только хвостики мелькают. «Айседора» не может похвастать обилием номеров (20 за 7 лет), но каждый становится событием. Редкий дар живописать чувства движениями, а не штамповать ритмические конструкции умер, казалось, вместе с Дункан. Но то, что делают ростовчанки, называют пластическими скульптурами - так часто определяли эксперименты самой «босоножки».
Есть, конечно, и принципиальные отличия: Дункан танцевала в тунике, Светлана придумывает и шьет оригинальнейшие, haut couture, костюмы. И если импровизации гениальной американки не требовали изнурительных подготовок, то «Айседора» репетирует по 8 часов в неделю. Эти пластилиновые птицы - на удивление самоотверженные люди. Недавно оранжевым танцем под кабаретную лирику Геш Пати они открывали Всероссийский фестиваль искусств в Геленджике. Лил дождь, деревянные подмостки разбухли, и в босые ноги айседор то и дело впивались занозы. Но даже когда одна из девочек выбила палец и слезы хлынули из глаз, номер довели до конца.
Сегодня «Айседора» - обладатель десятка разных премий, перечислять их все - дело утомительное. Важнее, наверное, другое. «Учите ребенка поднимать руки к небу, чтобы в этом движении он постигал бесконечность Вселенной», - завещала Айседора Дункан. За 90 девочек из Ростова она может быть спокойна.
P.S. В ноябре «Айседора» привезла еще две победы, на этот раз с 32-го Российского конкурса «Орлята России». Cредняя группа (12 -15 лет) заняла I место, выиграв его у 66 (!) коллективов со всей страны. Лауреатом стала группа младшая, получив диплом за ту самую «Мышиную возню»...
2003-03-12 «АиФ на Дону»
|