«Тигр клавиш» –
так называли в Германии ростовского пианиста Анатолия Гололобова
Ростовчане много лет наслаждаются искусством Анатолия Гололобова. Он выступал так много раз во всех концертных залах Ростова и области, во всех сколько-нибудь подходящих для этого помещениях, везде, где был хоть сколько-то пригодный для этого инструмент. Но самому Анатолию Митрофановичу даже и этого не надо, чтобы погрузиться в профессиональную музыкантскую работу: он может думать об особенностях исполнения какой-то музыкальной пьесы в пути, в транспорте, в гостиничном номере…
Такая нетребовательность к внешним условиям выработана многолетней профессиональной работой в условиях нашей не слишком богатой на положительные впечатления действительности. Однако это не позиция приятия плохих условий для музыкантской работы, но установка на победу в любых обстоятельствах. Преодоление данных условий – одна из основных составляющих характера этого человека. Перегружен транспорт – он поедет на велосипеде, нет в магазине еды – он наловит рыбки, нет хорошего инструмента в очередном сельском клубе – он исполнит так, что слушатели не заметят этого.
А что же будет, если такого активного человека поместить в идеальные условия? Судьба проверила и эту возможность, отправив музыканта на гастроли в Германию. Анатолий Митрофанович, как и всякий русский человек, испытал культурный шок, попав в страну легендарного порядка, высокой бытовой культуры, крайне предупредительных организаторов гастролей и т. д.
Но особенно поразила его тишина в зале во время исполнения музыки. Дело в том, полагает Анатолий Митрофанович, что немцы с очень раннего возраста слушают музыку – во время богослужений. Ей уделяется большая часть службы и в католическом храме, и в протестантской кирхе. И музыка воспринимается слушателями не просто как услаждение слуха, а как разговор со Всевышним. И от церковной музыки это благоговейное отношение переносится на музыку вообще.
Однако потрясение пережил не только Гололобов, но и искушенный немецкий зритель. Такой темперамент, такая виртуозность, такой обширный репертуар! Немецкая пресса захлебывается от восторгов. У них нет столь ярких личностей за роялем. В газетных рецензиях немецких газет появляются невероятно яркие заголовки: «Тигр клавиш», это и немножко забавно, но и лестно – корреспондент явно выведен из равновесия, когда говорит, что пианист из России обладает жестами виртуоза.
Его игра – настоящее шоу, в котором Анатолий Митрофанович то выступает как грозный тигр, то его рояль звучит так нежно, как мурлыканье льстивого кота.
Хорошие условия для работы в Германии Анатолий Митрофанович принял с достоинством: он себе цену знает и, отправляясь за рубеж, не боялся ни конкуренции местных музыкантов, ни новой аудитории. Признание у иностранцев он воспринял как справедливость судьбы, но и как вызов себе самому.
Гололобов еще расширяет свой репертуар – за счет композиторской работы. Большой успех имеет в Германии его цикл песен на слова Францизска Ассизского. Другой аспект сочинительства заключается в переложениях для фортепьяно любимых оркестровых произведений. Особое место здесь занимает траскрипция Второго концерта для фортепьяно с оркестром Рахманинова – для одного рояля. То есть одно из виртуознейших произведений мирового пианистического репертуара добровольно усложняется немыслимым образом: к собственно сольной партии фортепьяно добавляется еще и знаменитая оркестровая тема! «Одного рояля ему мало!» - так прокомментировал исполнение этой пьесы маэстро на одном из декабрьских концертов в музее изобразительных искусств ученик Гололобова, солист нашей областной филармонии Олег Багин.
В музыке Сергея Рахманинова, традиционно трактуемой как «половодье чувств», Гололобов обнаруживает настоящий ураган эмоций. К завершению концерта большая часть слушательниц утирала слезы – и восторга, и сочувствия судьбе Рахманинова, и – немножко – своей собственной.
Последнее обстоятельство несколько даже смутило музыканта - ох уж эти женщины! На вопрос, так же ли в Германии подавляющую часть аудитории классической музыки составляют женщины, как это происходит у нас, Анатолий Митрофанович ответил, что ранняя привычка слушать музыку в церкви не оставляет ни мужчин, ни женщин впоследствии, и на концерты ходят все.
В феврале заслуженный артист России А. М. Гололобов дает ряд концертов в Ростове и области, посвященных одному из своих любимых композиторов – Модесту Мусоргскому. А в марте грядет юбилей замечательного музыканта, который будет отмечен новыми яркими выступлениями перед преданной аудиторией: сначала в Ростове-на-Дону, а потом в других городах Европы.
10 февраля 2005г., НВ.
|