rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПЕСНЮ О РОСТОВЕ-на-ДОНУ УСЛЫШАТ В НЬЮ-ЙОРКЕ

48Немного найдется женщин, успешно работающих в жанре музыкальной композиции. Да и само слово «композитор» в русском языке – мужского рода. В одном ряду с ним такие слова, как «шахтер», «сталевар» и другие, обозначающие совсем не женские профессии.

АНТОЛОГИЯ ЛЮБВИ

И все же сочинение музыки - вполне женское призвание, считает ростовский композитор Наталья Шапошникова. На этом поприще женщина может успешно конкурировать с мужчинами. Ведь она так создана природой, что сама с хорошей песней схожа.

В правоте этих слов нетрудно убедиться. Достаточно хотя бы раз услышать сочинения Натальи Шапошниковой. А это и фортепианная музыка, и произведения для скрипки.

Особенно плодотворно композитор трудится в песенном жанре. Песни ростовчанки Натальи Шапошниковой входят в репертуар рок-групп «Парк Горького», «Наутилус Помпилиус». Многие из них давно уже стали хитами российской эстрады.

В творческом содружестве с ростовскими поэтами Николаем Скребовым, Даниилом Долинским, Моисеем Иткиным талантливый молодой композитор написала немало полюбившихся ростовчанам песен. Они звучат на городских концертах, по местному радио и телевидению.

Так уж случилось, что судьба свела Наталью Шапошникову и с известным на Дону поэтом Евгением Рябцевым. Судьба творческого дуэта оказалась счастливой: за короткое время написано столько романсов и песен, что их хватит на издание целого сборника.

У этого сборника есть уже и название - «Донская медуница». А выйдет в свет он в канун 250-летия Ростова-на-Дону в одном из ростовских издательств. Такие песни, как «И о Ростове мой напев», «Испытай мня взглядом, Ростов», «Ростов, ты учитель, судья и поэт», и многие другие составляют своеобразную песенную антологию...

УРОКИ МАЭСТРО

Сочинять музыку Наташа начала с пяти лет. И когда поступала в музыкальную школу имени П.И. Чайковского, то вместо экзаменационной программы взяла да исполнила две и немудреные фортепианные пьески - «Дождичек» и «Иван-царевич борется с драконом».

- Родители были в шоке, - с улыбкой вспоминает об этом случае Наталья Владимировна. - Они были уверены, что за такую «дерзость» меня ни за что в школу не примут: конкурс при поступлении был огромный. Однако все получилось наоборот. Приемной комиссии мой экспромт очень даже понравился. И меня в школу взяли.

Первой учительницей в музыкальной школе у Натальи Шапошниковой была Софья Яковлевна Вайнер. Опытный педаагог, она сразу же уловила в девочке творческое начало. И исподволь старалась его развивать. Поэтому на уроки Наташа всегда приносила с собой и собственные сочинения.

Потом была музыкальная школа при Ростовском училище искусств. Тогдашний директор училища - Геннадий Павлович Ванденко - тоже обратил внимание на Наташину склонность не только усердно музицировать, а искать в звуках собственную гармонию. Чтобы развить у девочки композиторские способности, он порекомендовал родителям показать ее Алексею Павловичу Артамонову.

Алексей Павлович был в музыкальных кругах Ростова человеком весьма авторитетным. Он возглавлял правление Союза композиторов и занимался с молодыми дарованиями. В его мастер-классе вместе с Наташей занималось всего двенадцать мальчиков и девочек. И всех он учил начинать новый день с новой нотой, с новой музыкальной идеей.

Уже окончив музыкальное училище, Наташа еще год показывала маэстро свои сочинения. Правда, в них он уже ничего не правил. Просто просматривал и подписывал...

На жизненном пути Натальи Шапошниковой встретился и другой известный музыкальный маэстро - Микаэл Таривердиев. Приехав в Ростов, он выступал в училище с творческими вечерами. Наташа рискнула показать некоторые свои произведения именитому мастеру.

- Вам надо ехать в Москву, - сказал Таривердиев. - Я вас беру в свой класс.

- Ну, куда бы я, девчонка, поехала? - вспоминает Наталья Владимировна. - Да и родители бы меня в такую даль одну не отпустили...

На память о той встрече у Натальи Шапошниковой остались ноты ее фортепианного «Ноктюрна» - с дописанным рукой Таривердиева музыкальным периодом в конце. Концовка у Наташи не получалась, и завершающий мазок музыкальной кисти маэстро помог заиграть ее произведению новыми красками.

СИМФОНИЯ ЧУВСТВ

Композитор, как и поэт, пишет о том, что его волнует, к чему тянется его чуткая и отзывчивая душа. Когда в Ростове снимали документальный фильм о Николае Константиновиче Рерихе, музыку к картине писала Наталья Шапошникова.

Жизнь и творчество Н.К. Рериха занимали ее давно. Когда представился случай выразить свое отношение к этой большой человеческой личности в музыке, Наталья Шапошникова сделала это с присущим ей блеском.

Этот фильм уехал в Индию. Говорят, он имел там большой успех. И частицей этого успеха стала песенная душа ростовчанки Натальи Шапошниковой.

О ее широте и щедрости могут судить сегодня и в Германии, куда профессор Фрайбургско-Веймарской академии Вольфганг Маршнер увез подаренные ему ростовчанкой Натальей Шапошниковой произведения для ансамбля скрипачей. Профессор Маршнер вел в Ростове мастер-класс скрипичного искусства...

Излучающую добро и свет душу Натальи Шапошниковой знают и те, кого она учила магии звуков, работая учителем в ростовской средней школе № 50, кому преподавала композицию и теорию музыки в селе Самарском в школе искусств, с кем сейчас занимается в городском центре детского творчества.

Наталья Шапошникова не только учит других, но и учится сама. Имея за плечами дирижерско-хоровое и композиторское образование, она поступила на отделение культурологии и народного творчества Санкт-Петербургской академии культуры. В апреле у нее - защита диплома.

Во время нашего разговора Наталья Шапошникова ни разу не посетовала на жизнь, на то, как ей приходится трудно... Напротив, говорила только о том, что радует.

Радует же Наталью Владимировну не только любимая работа (детский вокальный ансамбль разучивает ее песни), не только творчество (к пушкинскому юбилею надо успеть написать фортепианную сюиту), но и дочь Леночка. Как и мама, она любит музыку, занимается сразу в двух школах - обычной и детской экспериментальной, при Ростовском училище искусств. Как когда-то маму, на занятия сюда ее приводит Белла Николаевна, Леночкина бабушка. И играет девочка дома на том же стареньком пианино, за которым сидели многие из рода Шапошниковых. Такая вот музыкальная фамилия...

Недавно в Ростове был проездом известный историк и писатель Эдвард Радзинский. Наталья Шапошникова познакомилась с ним лет этак двадцать назад на празднике «Донская музыкальная весна». И вдруг среди ночи - звонок: «Я пришлю машину. Приезжай!»

За чашкой кофе проговорили в аэропорту до утра. Радзинскому предстояло лететь в Нью-Йорк, куда он перебрался жить, и Наташе захотелось подарить что-нибудь старому другу на память. Этим подарком стала компакт-кассета с записью ее песен о Ростове. Может быть, их будут теперь напевать и в далекой Америке...

На снимке, композитор Наталья Шапошникова и поэт Евгений Рябцев за работой над новой песней о Ростове.
5 апреля 1999г. ВР
.