ПЕСНЮ О РОСТОВЕ-на-ДОНУ УСЛЫШАТ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Немного найдется женщин, успешно работающих в жанре музыкальной композиции. Да и само слово «композитор» в русском языке – мужского рода. В одном ряду с ним такие слова, как «шахтер», «сталевар» и другие, обозначающие совсем не женские профессии.
АНТОЛОГИЯ ЛЮБВИ
И все же сочинение музыки - вполне женское призвание, считает ростовский композитор Наталья Шапошникова. На этом поприще женщина может успешно конкурировать с мужчинами. Ведь она так создана природой, что сама с хорошей песней схожа.
В правоте этих слов нетрудно убедиться. Достаточно хотя бы раз услышать сочинения Натальи Шапошниковой. А это и фортепианная музыка, и произведения для скрипки.
Особенно плодотворно композитор трудится в песенном жанре. Песни ростовчанки Натальи Шапошниковой входят в репертуар рок-групп «Парк Горького», «Наутилус Помпилиус». Многие из них давно уже стали хитами российской эстрады.
В творческом содружестве с ростовскими поэтами Николаем Скребовым, Даниилом Долинским, Моисеем Иткиным талантливый молодой композитор написала немало полюбившихся ростовчанам песен. Они звучат на городских концертах, по местному радио и телевидению.
Так уж случилось, что судьба свела Наталью Шапошникову и с известным на Дону поэтом Евгением Рябцевым. Судьба творческого дуэта оказалась счастливой: за короткое время написано столько романсов и песен, что их хватит на издание целого сборника.
У этого сборника есть уже и название - «Донская медуница». А выйдет в свет он в канун 250-летия Ростова-на-Дону в одном из ростовских издательств. Такие песни, как «И о Ростове мой напев», «Испытай мня взглядом, Ростов», «Ростов, ты учитель, судья и поэт», и многие другие составляют своеобразную песенную антологию...
УРОКИ МАЭСТРО
Сочинять музыку Наташа начала с пяти лет. И когда поступала в музыкальную школу имени П.И. Чайковского, то вместо экзаменационной программы взяла да исполнила две и немудреные фортепианные пьески - «Дождичек» и «Иван-царевич борется с драконом».
- Родители были в шоке, - с улыбкой вспоминает об этом случае Наталья Владимировна. - Они были уверены, что за такую «дерзость» меня ни за что в школу не примут: конкурс при поступлении был огромный. Однако все получилось наоборот. Приемной комиссии мой экспромт очень даже понравился. И меня в школу взяли.
Первой учительницей в музыкальной школе у Натальи Шапошниковой была Софья Яковлевна Вайнер. Опытный педаагог, она сразу же уловила в девочке творческое начало. И исподволь старалась его развивать. Поэтому на уроки Наташа всегда приносила с собой и собственные сочинения.
Потом была музыкальная школа при Ростовском училище искусств. Тогдашний директор училища - Геннадий Павлович Ванденко - тоже обратил внимание на Наташину склонность не только усердно музицировать, а искать в звуках собственную гармонию. Чтобы развить у девочки композиторские способности, он порекомендовал родителям показать ее Алексею Павловичу Артамонову.
Алексей Павлович был в музыкальных кругах Ростова человеком весьма авторитетным. Он возглавлял правление Союза композиторов и занимался с молодыми дарованиями. В его мастер-классе вместе с Наташей занималось всего двенадцать мальчиков и девочек. И всех он учил начинать новый день с новой нотой, с новой музыкальной идеей.
Уже окончив музыкальное училище, Наташа еще год показывала маэстро свои сочинения. Правда, в них он уже ничего не правил. Просто просматривал и подписывал...
На жизненном пути Натальи Шапошниковой встретился и другой известный музыкальный маэстро - Микаэл Таривердиев. Приехав в Ростов, он выступал в училище с творческими вечерами. Наташа рискнула показать некоторые свои произведения именитому мастеру.
- Вам надо ехать в Москву, - сказал Таривердиев. - Я вас беру в свой класс.
- Ну, куда бы я, девчонка, поехала? - вспоминает Наталья Владимировна. - Да и родители бы меня в такую даль одну не отпустили...
На память о той встрече у Натальи Шапошниковой остались ноты ее фортепианного «Ноктюрна» - с дописанным рукой Таривердиева музыкальным периодом в конце. Концовка у Наташи не получалась, и завершающий мазок музыкальной кисти маэстро помог заиграть ее произведению новыми красками.
СИМФОНИЯ ЧУВСТВ
Композитор, как и поэт, пишет о том, что его волнует, к чему тянется его чуткая и отзывчивая душа. Когда в Ростове снимали документальный фильм о Николае Константиновиче Рерихе, музыку к картине писала Наталья Шапошникова.
Жизнь и творчество Н.К. Рериха занимали ее давно. Когда представился случай выразить свое отношение к этой большой человеческой личности в музыке, Наталья Шапошникова сделала это с присущим ей блеском.
Этот фильм уехал в Индию. Говорят, он имел там большой успех. И частицей этого успеха стала песенная душа ростовчанки Натальи Шапошниковой.
О ее широте и щедрости могут судить сегодня и в Германии, куда профессор Фрайбургско-Веймарской академии Вольфганг Маршнер увез подаренные ему ростовчанкой Натальей Шапошниковой произведения для ансамбля скрипачей. Профессор Маршнер вел в Ростове мастер-класс скрипичного искусства...
Излучающую добро и свет душу Натальи Шапошниковой знают и те, кого она учила магии звуков, работая учителем в ростовской средней школе № 50, кому преподавала композицию и теорию музыки в селе Самарском в школе искусств, с кем сейчас занимается в городском центре детского творчества.
Наталья Шапошникова не только учит других, но и учится сама. Имея за плечами дирижерско-хоровое и композиторское образование, она поступила на отделение культурологии и народного творчества Санкт-Петербургской академии культуры. В апреле у нее - защита диплома.
Во время нашего разговора Наталья Шапошникова ни разу не посетовала на жизнь, на то, как ей приходится трудно... Напротив, говорила только о том, что радует.
Радует же Наталью Владимировну не только любимая работа (детский вокальный ансамбль разучивает ее песни), не только творчество (к пушкинскому юбилею надо успеть написать фортепианную сюиту), но и дочь Леночка. Как и мама, она любит музыку, занимается сразу в двух школах - обычной и детской экспериментальной, при Ростовском училище искусств. Как когда-то маму, на занятия сюда ее приводит Белла Николаевна, Леночкина бабушка. И играет девочка дома на том же стареньком пианино, за которым сидели многие из рода Шапошниковых. Такая вот музыкальная фамилия...
Недавно в Ростове был проездом известный историк и писатель Эдвард Радзинский. Наталья Шапошникова познакомилась с ним лет этак двадцать назад на празднике «Донская музыкальная весна». И вдруг среди ночи - звонок: «Я пришлю машину. Приезжай!»
За чашкой кофе проговорили в аэропорту до утра. Радзинскому предстояло лететь в Нью-Йорк, куда он перебрался жить, и Наташе захотелось подарить что-нибудь старому другу на память. Этим подарком стала компакт-кассета с записью ее песен о Ростове. Может быть, их будут теперь напевать и в далекой Америке...
На снимке, композитор Наталья Шапошникова и поэт Евгений Рябцев за работой над новой песней о Ростове.
5 апреля 1999г. ВР
|