rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ГРЕМЯТ, ПОЮТ ДЖАЗ-БАНДЫ...

«МУЗЫКА ТОЛСТЫХ» В РОСТОВЕ-ПАПЕ

За Ростовом-на-Дону давно и прочно закрепилась слава одного из крупнейших джазовых центров России. В первую очередь это связано с именем Кима Назаретова - донского джазмена, завоевавшего мировую известность. Однако талант Назаретова возник не на пустом месте. Наш южный город с первых шагов отечественного джаза сумел оценить этот стиль по достоинству, импровизируя, фонтанируя, превратил ритмы негритянских окраин в музыку русской души. Мы хотим вспомнить о несправедливо забытых ростовских Армстронгах и Би-Би Кингах 30-40-х годов.

МУЗЫКА ОКРАИН ПРОТИВ МУЗЫКИ САЛОНОВ

Первый джаз-банд создал в нашем городе Иосиф Стельман. у которого пела замечательная солистка Ружена Сикора. Начинал Стельман в кинотеатре «Солей» в 1938 году. «Солей» (позже переименованный в «Гигант») располагался на втором этаже нынешнего ДК строителей, над шикарным рестораном «Ампир» на углу Большой Садовой и Николаевского (нынешнего Семашко). Музыканты играли в фойе. Публика слушала стоя, многие отбивали такт и даже пританцовывали: кинотеатры были заведениями демократическими. Разве что в фешенебельных «Олимпе» (позже - «Комсомолец») и «Руж» (после войны - «Победа») стояли кресла. А этажом ниже «Солея», в «Ампире», звучала чуждая пролетариям классика. Здесь предпочитали тихую скрипку, виолончель, рояль - и никаких певцов-солистов. Тон задавала старорежимная публика со своими старорежимными вкусами.

64Но джаз с каждым годом всё более агрессивно отвоевывал для себя позиции. В кинотеатре «Колизей» («Буревестник») блистал со своими музыкантами Валентин Захаров (после войны он с командой перебрался в «Руж»), в «Родине» играл джаз Ивана Мирошина. При клубе медработников выступал джаз-банд «Vita» под управлением Глуховского. В богемном ресторане «Аре» (рядом с кинотеатром «Руж»), где собирались в основном актёры - публика эстетская и подверженная растлевающему влиянию гнилого Запада, можно было услышать первый в городе джазовый квартет «Вейм Траум Синка Патере».

Но больше всех любим ростовчанами был всё же джаз Александра Воронина. Попасть на выступления музыкантов было непросто: коллектив работал только на гастролях и обслуживал исключительно сотрудников железной дороги. Путейцы гордились «собственным джазом» и ревниво относились к нему. У Воронина выросли такие замечательные музыканты, как Павел Ефремов, Евгений Беляев, Павел Алпатов, Макс Резников.

РЕПРЕССИРОВАННЫЙ АККОРДЕОН  И САКСОФОН В НАРУЧНИКАХ

Кто знает, каких высот достигли бы виртурзы южного джаза, если бы не грянула война. И дело не только в том, что многие музыканты ушли на фронт и погибли. В послевоенные годы в Советском Союзе отношение к «музыке толстых» (как когда-то назвал джаз Максим Горький) резко изменилось. Это произошло не сразу. Яркая жизнеутверждающая радуга звуков, водоворот импровизаций, создававший в душе радостное головокружение, полностью отвечали настроениям народа, победившего в схватке с фашизмом. Сначала в Россию из эмиграции потянулись замечательные исполнители. В Ростове талантливый Дмитрий Головин с эмигрантом из Румынии Израилем Бурдиным организовали отличный джаз при филармонии. Просуществовал он недолго: Бурдина, не привыкшего к реалиям новой родины, быстро осудили «за язык» по 58-й «политической» статье (думать нужно, где и какие анекдоты рассказывать!). Остальные ребята сочли за лучшее разбежаться: все равно с такой репутацией джаз-банду светило выступать разве что в ГУЛАГе.

Казалось, более счастливая судьба ожидает джаз-ансамбль аккордеонисток, выступавший в кинотеатре «Олимп» под руководством жены Головина - Элеоноры Софианопуло. В женском коллективе работали лишь двое мужчин: Георгий Балаев (ныне - известный композитор) и Владимир Пилипко, выступавший как солист. Публика принимала аккордеонисток на ура : помимо того что играли они виртуозно, девушки были красавицами - одна в одну (неудивительно, что и Балаев, и Пилипко именно здесь и нашли себе жён).

И всё бы хорошо, если бы в дело не вмешалась политика. Вскоре отношения бывших союзников по антигитлеровской коалиции резко похолодели, и американский джаз стал расцениваться как идеологическая диверсия. Ещё и десятилетия спустя в народе ходила едкая поговорка: «Сегодня он играет джаз - а завтра Родину продаст!». В 1948 году появляется запрет на саксофон, гитару, аккордеон... В музыкальном училище эти классы закрываются. Открыли их только через год после смерти Сталина. Особой нелюбовью властей пользовался аккордеон, поскольку этот инструмент был очень популярен в фашистской Германии. Между тем в Ростовском музыкальном училище был один из самых сильных в стране классов аккордеона. Во время войны при отступлении из города в училище остались брошенными несколько десятков отличных инструментов. Для немцев это оказалось прекрасным подарком: в период оккупации они создали великолепный офицерский ансамбль из 30 аккордеонистов, игравших и немецкую народную музыку, и военные марши. После войны партийные бонзы решили, что советские люди не должны подражать дурным вкусам поверженного врага. И аккордеон приговорили «к высшей мере».

ВИРТУОЗЫ РОСТОВА

Лишь со смертью Великого Вождя положение изменилось. В 1954 открылся после восстановления «Колизей», где появился джаз-банд Юрия Ледковского. Опять зазвучали гитара и саксофон. В южную столицу вернулся со своими ребятами сам Петер Первый - виртуозный музыкант Пётр Фролов. Это было событие! Фролов блистал ещё в 1945-м, играя со своей командой на танцах в клубе НКВД (Первомайский парк) - талантливый, с необыкновенным слухом, прекрасно знавший теорию музыки, необыкновенный исполнитель. Ему была подвластна любая музыка - классика, джаз, народная... Петру не раз предлагали место в оркестре областной филармонии, но он предпочел эстраду.

Вместе с саксофоном и гитарой был реабилитирован и аккордеон. Ростов славился ресторанными аккордеонистами по всей стране. В «Центральном» играл Олег Алахвердов, в «Театральном» - Валентин Кайдановский, Сашка Межеровский предпочитал шашлычную... Все они были виртуозами, равными по классу, и обожали свой инструмент. Но к началу 70-х в кабацкий мир буквально ворвался Алексей Морозов. По технике и исполнительскому мастерству он был на голову выше всех остальных.

Скрипач Евсей Каган, рано ушедший из жизни Алекс Пиликьян, Эдик Галустян, принявший эстафету от Петера Первого.  Нет, невозможно в одном небольшом очерке воздать по заслугам всем замечательным ростовским музыкантам. Каждый из них достоин отдельной главы в большой энциклопедии ростовского джаза. Будем надеяться, что когда-нибудь она увидит свет.

Август 2001г. ВР
.