ИЗЮМИНКА ОДЕССКОГО КАРНАВАЛА
Любое их выступление неизменно вызывают бурю восторгов: это настоящая сенсация, просто культурошок, фурор, высочайший профессионализм, потрясающий драйв… Перечень восторженных отзывов можно продолжить. И все они звучат в честь детского биг-бэнда под упр. Андрея Мачнева из джазовой школы им. Кима Назаретова.
Я не раз слышала эти юные дарования на концертах и ежегодных отчётах (обычно они проходят в конце апреля) и, каждый раз поражалась. Неужели из этого может что-то получиться? Но проходит всего лишь год, и картина меняется: в малыше появляется уверенность, достоинство, но самое главное – удовольствие от того, что и как он делает.
Помню пианиста Вову Сирко. Когда-то он играл дивный хит «Жили у бабуси два весёлых гуся» (в этом году с этими гусями вышел трёхлетний Никита Троян!) в сопровождении педагогов на бас-гитаре и барабанах. Сидит эдакий клоп за огромным роялем и буквально светится от счастья: он – солист взрослого трио. В этом году семилетний Вова совсем по-взрослому «врезал» буги-вуги.
Тромбонист Ваня Никулин! Впервые я его увидела в десятисекундном соло, во время которого руководителю биг-бэнда пришлось поддерживать инструмент, чтобы он не выпал из рук юного джазмена. А сегодня Андрей Владимирович специально «под Никулина» сделал целую пьесу (Д. Шембергер «Нашёптывая»), которая идёт почти пять минут. А как выросла (во всех смыслах!) вокалистка Алина Енгибарян? Мне кажется, она в состоянии сделать и целое собственное отделение в концерте!
Поразительные дети! Причём, талантов от природы там – единицы. Но желание «играть в джазе» сотворило с ними настоящее чудо. Каждый первый готов сутками заниматься, чтобы выйти в качестве солиста на пару секунд. Удивительное явление! Ладно, я женщина, коим свойственна повышенная эмоциональность. Но вот абсолютно «свеженькие» мужские мнения после выступления «наших» на одесском джаз-карнавале в конце сентября.
Пианист с тридцатилетним стажем Юрий Кузнецов: «Изюминкой» одесского джаз-карнавала было выступление ростовского детского джаз-бэнда под упр. Андрея Мачнева, которое буквально произвело фурор. Наш губернатор и Михаил Жванецкий были просто вне себя от восторга.
Невозмутимый редактор сайта www.jazz.ru Кирилл Мошков: Представьте себе восьмилетнего басиста, который едва дотягивается до конца грифа бас-гитары, но играет на ней с таким свингом, будто родился этажом выше Village Vanguard. Одиннадцатилетнего барабанщика, который играет настолько моторно, динамически мощно и технически четко, что мог бы составить счастье любого взрослого ансамбля. Еще представьте крохотного тромбониста Ваню Никулина, размером меньше тромбона, но с огромным чувством собственного достоинства и с таким звукоизвлечением, подобного которому я не слышал в Москве ни у одного из наших больших взрослых тромбонистов. А крошечная вокалистка, такая тоненькая, что одесситы хором простонали «бедный замученный ребенок», но с подачей и хваткой свинговой дивы? ...А саксофонисты с дикими глазами малолетних разбойников… А строй оркестра... А работа секций... А с какими радостными улыбками они все это делают? Они же играют, а не работают!
Скептик-профессионал Олег Шестопалов: Что угодно, но такого я не ожидал. Я не страстный поклонник биг-бэндов. Я очень не люблю, когда детям дают взрослые роли. Но при первых же звуках управляемого Андреем Мачневым детского биг-бэнда Ростовского центра имени Кима Назаретова я сдался. Вместе со всем залом. Контраст между тем, что я видел и что слышал, был просто пугающим.
Ребята не только прекрасно играют – они прекрасно понимают, что они играют, как и куда ведет эта музыка. Они в этой музыке – свои. Их педагогам, научившим не только владеть инструментами, безукоризненно чувствовать ансамбль, изобретательно импровизировать и держаться на сцене, но и делать это с пониманием и видимым удовольствием от нелегкой, но хорошо исполненной работы – можно, нет – нужно! –при жизни ставить памятник. О педагогах отдельный разговор, но если кратко – у них двенадцатичасовой рабочий день с тенденцией к увеличению. – Авт.)
Глядя на то, с каким подъемом и воодушевлением Андрей Мачнев управляет бэндом и играет вместе с ним, понимаешь закономерность пережитого шока и немножко завидуешь тем, кто может так научить. Я все еще недолюбливаю биг-бэнды. Но этот – с его недетским звучанием и детскими улыбками, с пробирающими до костей риффами медных, с мощным ритмом басиста и барабанщика, которым в сумме всего двадцать лет, – этот биг-бэнд я люблю.
18 октября, 2002г., РО.
|