МЕЙНСТРИМ «ПО-РОСТОВСКИ»
Можно смело заявить, что такого ещё никогда и нигде не было: ни в России, ни в мире!!! Впервые на одной джазовой сцене встретились два поколения. И случилось это 22 мая в Центре им. Кима Назаретова (к/т «Россия»). Именно там прошёл эксклюзивный концерт «Джаз-тандем», в котором приняли участие два биг-бэнда: детский из джазовой школы им. Кима Назаретова (художественный руководитель Андрей Мачнев) и старейший в Ростове-на-Дону Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова (художественный руководитель Юрий Кинус).
Первыми («для разогрева») вышли юные джазмены. И я в очередной раз поразилась слаженности и «взрослости» исполнения. Всё настолько качественно и профессионально, что с трудом верится: это играют дети! Об этом забывает и сам руководитель джаз-оркестра Андрей Мачнев, вспоминая лишь при оформлении «по свидетельству о рождении» билетов на всевозможные фестивали и конкурсы. Да ещё когда приходится выбирать пьесы и затем их аранжировать, приспосабливая — чуть ли не «по-Эллингтоновски»! — под солистов.
Последнее требует некоторого разъяснения. Дело в том, что у великого «гения Америки» Дюка Эллингтона в оркестре были уникальные солисты. И Дюк писал пьесы с учётом возможностей конкретного музыканта. Например, тромбонисты в его оркестре 40-х годов — Джо Нэнсон, Лоренс Браун, Хуан Тизол — были настолько разными, что, казалось, играли на разных инструментах.
Приблизительно то же приходится делать и Андрею Владимировичу, но по иной причине. В детском оркестре дети разного возраста, а значит и разных физических возможностей. Один может сыграть пока лишь небольшое соло на 10 секунд, а другой уже «горазд» на сольную десятиминутную пьесу. Например, тромбонист Иван Никулин. Год назад ему поддерживали раструб инструмента (не по возрасту тяжёл!), а сегодня музыкант солирует в пьесе, написанной специально «под него».
А когда на сцену вышла 8-летняя Алина Енгибарян — вокалистка и «взрослого», и детского джаз-оркестров! Прекрасный английский (спасибо маме), потрясающая культура (спасибо дедушке Николаю Гончарову, одному из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х), полная раскрепощённость на сцене и осмысленное владение скэтом (спасибо родной детской джазовой школе). Ох, не случайно сам Анатолий Кролл пригласил юных ростовских джазменов на свой день рождения, который проходил в Московском ГЦКЗ «Россия»!
О муниципальном оркестре Кима Назаретова в двух словах не расскажешь. В разное время с ним выступали саксофонисты Георгий Гаранян (Москва) и Анатолий Вапиров (г. Варна, Болгария), мультиинструменталист Давид Голощёкин (Санкт-Петербург) и трубач Валерий Колесников (г. Донецк, Украина), певица Лариса Долина (Москва) и вокальный ансамбль «Гая» (г. Тбилиси, Грузия) и мн. др. А в марте 2001 года по приглашению заслуженного деятеля России Владимира Фейертага джаз-оркестр Кима Назаретова удостоился чести показывать своё мастерство в Концертном зале им. П. Чайковского в программе «Ростов джазовый».
Практически весь концерт состоял из оригинальных аранжировок Андрея Мачнева и Арама Рустамянца. Даже известные джаз-стандарты были в собственном прочтении. Так что обещанный в афишах мейнстрим «по-ростовски» зазвучал «на все голоса» — в прямом и переносном смысле: от тихого, но уже уверенного полушёпота шестилетнего Самвела на бонго, яркого соло заслуженного артиста России саксофониста Владимира Попова до редко встречаемого электросаксофона Андрея Мачнева.
И в завершении концерта — джаз-сюрприз: «In The Mood» Гленна Миллера в исполнении двойного биг-бэнда! Это был грандиозный джем, где попеременно солировали то юные джазмены, то корифеи. И дорогого стоила «прощальная картинка»: рядом с каждым взрослым музыкантом «в едином настроении» (так переводится название пьесы) играл его юный коллега!
Вот бы такое и в других городах показать!!! Но... это почти 50 человек...
29 мая 2003г, РО.
|