rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПОД МУЗЫКУ БИГ-БЭНДА

78Никак не могла понять: почему Ростов стал столицей джаза? В чем секрет?.. Адресовав вопросы педагогам Ростовского училища искусств, получила хитрые ответы, типа «город наш - порт пяти морей», «атмосфера в Ростове такая, юг все-таки». А если серьезно? «Ну, если серьезно, то...»

ВСЕ МЫ - ИЗ ДЖАЗА...

Джаз-оркестры в Ростове возникли еще в конце 30-х годов. Они создавались на предприятиях, в клубах, кинотеатрах, парках. Оркестры Воронина, Ефремова, Еремина (позже Мордасова, Назаретова) вошли в историю музыкальной жизни города. Старшее поколение помнит, какое огромное впечатление произвел фильм «Веселые ребята», джаз-бэнд Л. Утесова. С таким же восторгом был принят фильм «Серенада Солнечной долины» с Гленом Миллером. В 40-50-е годы джаз переживал расцвет. На Западе он становился более индивидуальным. Импровизации открыли дорогу новым джазовым стилям. Однако у нас идеология посчитала такой поворот в музыке вредным, подрывающим соцустои. Завязалась даже дискуссия «Джаз или симфония?» В те годы надо было быть «за симфонию». Тогда и появились пресловутые: «От саксофона до ножа - один шаг», «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь». Джаз «душили» до смерти Сталина. Юрий Кинус, преподаватель истории стиля и джаза РУИ, вспоминает, что настоящий джазовый бум начался в 1957 г. Толчком послужил Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве, в рамках которого проходили джаз-фестивали. После джазовые коллективы в стране вновь «задышали», но под... оком цензуры. Написанные блюзы приходилось «подгонять» под нейтральные названия, например, «Вечер в Ростове». Джазовый репертуар «разбавляли» «Сударушкой»... Выступления джаз-бэндов можно было «корректировать», но запретить их было уже нельзя.

- Возможности услышать зарубежные джазовые оркестры практически не было. Мы слушали их по «Голосу Америки». Потом, в 60-х, я работала в Венгрии и привезла пластинки. Собирались вместе и по ним «разбирали» звучание джазовых инструментов, - рассказывает Светлана Алексеевна Старостина, председатель правления Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества (творческий союз), заслуженный деятель искусств РФ. - На одной из встреч Ким Назаретов загорелся организовать джазовый фестиваль. Все удивились: «Как? Никто не позволит!..»

Для него «нельзя» не существовало. И мы его провели. На фестиваль приехали Лундстрем, Кажлаев, Саульский. Они были в восторге.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ким Назаретов вернулся в родной Ростов в 1963 г. после окончания Харьковской консерватории. Ему пророчили блестящее будущее академического солирующего пианиста. Но его душа с детства тянулась к джазу. В Ростове искать работу не пришлось. Его сразу приняли в качестве педагога и концертмейстера в музучилище (ныне РУИ), которое он когда-то закончил. В 1964-м родился оркестр Кима Назаретова. Теперь он писал музыку к спектаклям театров Ростова и области, совмещая работу в биг-бэнде с педагогической деятельностью в РУИ. И вот осенью 1971 г. на гастроли в Советский Союз приехал джаз-оркестр Д. Эллингтона. Музыковед А. Медведев вспоминал: «Никогда еще не был у нас в гостях музыкант столь высокого ранга, музыкант, с именем которого связана целая эпоха в джазе. Любители музыки летели через всю страну, чтобы попасть на его концерты, стояли ночами за билетами, встречали его с оркестрами в аэропортах».

- Нам повезло, - говорит Светлана Алексеевна. - Я тогда работала ответственным секретарем хорового общества, и, естественно, педагоги РУИ, все ростовские джазмены билетами на концерты оркестра Дюка Эллингтона во Дворце спорта были обеспечены. Ким даже снимал концерты на камеру.

В Ростов американский джаз-бэнд приехал не случайно. О том, что город живет джазом, что здесь есть свои оркестры и талантливые джазмены, Дюк был наслышан. Более того, в маршруте его гастролей были Москва, Ленинград, Киев, Минск, где он дал по два концерта, в Ростове - три. Любители джаза не хотели отпускать своего кумира, и после выступлений джаз-бэнду Эллингтона ничего не оставалось, как еще полтора часа играть «на бис». По словам И. К. Егорова, преподавателя по классу контрабаса, бас-гитары, гитары РУИ, «после концертов Эллингтона джаз в Ростове стал бешено популярен. А у тех, кто играл джаз, начался настоящий творческий взлет». Творческий настрой поддержали еще одни гастроли - одного из ведущих американских джаз-оркестров под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Льюиса, состоявшиеся в 1972 г. Выступления двух известных оркестров повлияли на дальнейший репертуар, манеру исполнения оркестра К. Назаретова.

- Вместе с тем, в те годы стали появляться многочисленные эстрадные ансамбли, так называемые ВИА, - рассказывает Юрий Кинус. - Их уровень исполнения был крайне низким. Наслушавшись этой «самодеятельности», Минкультуры РСФСР приняло решение о создании в 1974 году в двадцати музучилищах страны эстрадно-джазовых отделений.

Такое отделение было создано и в Ростовском училище искусств.

ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ!

Вопрос о том, кто возглавит новое отделение, перед директором РУИ Г. И. Безродным не стоял. Конечно - К. Назаретов. Но нужны были педагоги - профессиональные музыканты, закончившие вуз, а их катастрофически не хватало. Нужна была солидная база для джазового образования в Ростове и на Юге России.

- Заслуга Назаретова в том, что он создал практическую и теоретическую базы. Теории не было ни в одном училище, - говорит директор РУИ И. Б. Ищенко. - Отделение создавалось по принципу оркестра: класс саксофона вели В. Попов, Е. Гнездилов, трубы - М. Радинский, тромбона - В. Кутов, фортепиано - К. Назаретов, Н. Иоаннисян, гитары - Г. Крылов, И. Егоров, В. Костыленко, барабанов - М. Левин, Б. Грунский, Е. Слоквенко, контрабаса, бас-гитары - Л. Тюрин, И. Егоров, аккордеона - А. Морозов, ансамбля - В. Шевцов. На отделении работала плеяда теоретиков: И. Волков, Н. Землянова, Е. Доля, Н. Мордасов, Ю. Кинус. Юрий Верменич, известный в СССР и за рубежом деятель, знаток истории джаза, специально приезжал читать лекции из Воронежа.

79Работать в училище пришел Владимир Попов, из Орла приехал Игорь Егоров. Назаретов пригласил преподавать только что закончивших Ростовский музпединститут молодых супругов Михаила и Аллу Радинских...

- Катастрофически не хватало учебных помещений, качественных музыкальных инструментов и аппаратуры, нотной и методической литературы, - вспоминает М. Радинский, директор музыкальной школы им. П. Чайковского, пятнадцать лет возглавлявший эстрадно-джазовое отделение. - Ноты «рэмили», снимали фотокопии. Но все это были мелочи. Главное - общая цель и огромное желание работать.

За короткое время преподаватели музучилища создали учебники, программы, методические разработки. По многим потом учились и учатся сейчас на всех эстрадно-джазовых отделениях музучилищ и училищ искусств России.

Педагогов-музыкантов, виртуозно владевших инструментами, но не имеющих специального музыкального образования, Назаретов отправил в аудитории набираться знаний. Учились вместе - и педагоги, и студенты. Не было никакой обиды. Понимали - это надо для общего дела, которому служили, которое любили. Через несколько лет К. Назаретов создает на отделении студенческий джаз-оркестр. Он становится лауреатом многочисленных всероссийских и международных конкурсов, фестивалей. Созданная заслуженным деятелем искусств России К. Назаретовым ростовская джазовая школа уже в середине 80-х годов попала в Европейский справочник ведущих джазовых школ Европы.

В Ростовском музпединституте (ныне консерватория им. С. Рахманинова) открылась первая в СССР кафедра эстрадной и джазовой музыки. Ее возглавил Ким Назаретов. И стал первым в стране профессором джаза.

В 1993 г. Ким Аведикович провел одиннадцатый набор на кафедре эстрадной и джазовой музыки. Как обычно, присутствовал на экзаменах, поддерживал абитуриентов. А вот вручить студенческие билеты первокурсникам не успел - 18 июля 1993 года его не стало. Он ушел из жизни в 56 лет.

Что может лучше характеризовать дар Преподавателя, чем признание успехов и таланта Ученика? Уникальность ростовской джазовой школы общепризнана мировой общественностью.

Созданный на эстрадно-джазовом отделении РУИ студенческий джаз-оркестр - лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей:

- 2-я премия Международного конкурса молодежных джаз-оркестров (Финляндия, 1991 г.);

- 1-я премия Всесоюзного конкурса больших джазовых оркестров (Ярославль, 1990 г.);

- первые премии I и III конкурсов эстрадных отделений   музыкальных училищ   и   училищ  искусств Российской Федерации (1984 г., 1991 г.);

- дипломы лауреатов международных и всероссийских фестивалей джазовой музыки в Волгограде, Ставрополе, Кривом Роге, Электростали, Ярославле, Донецке, Ростове-на-Дону, Туапсе.

Оркестр РУИ под управлением М. Радинского - творческая лаборатория для 300 с лишним молодых джазовых музыкантов, аранжировщиков, дирижеров.

МНОГО «НАШИХ» по всему миру. Они все остались в профессии.

В Белоруссии - Г. Гречухин, А. Эскин, И. Мишура, А. Славинский. В Канаде - Игорь Уколов (фортепиано), Павел Зданевич (бас-гитара), Миха¬ил Левин (ударные).

В США преподает музыку Андрей Арнаутов (Андрэ Валентайн). Не так давно Андрей записал диск с Кеном Родесом. Петр Подобрий открыл свою музыкальную студию звукозаписи. Сайд Кобяков, Александр Кобяков работают музыкантами. В Германии - М. Яковлева и Андрей Хижняков - успешный музыкальный менеджер...

24 августа К. А. Назаретову исполнилось бы 68 лет, а первого сентября его детищу - эстрадно-джазовому отделению РУИ исполняется 30 лет. С нового учебного года его возглавит Андрей Мордасов, сын известного в Ростове руководителя джаз-оркестра

Николая Мордасова. Главным для себя Андрей Николаевич считает сохранить сложившиеся  традиции,   сохранить «брэнд» ростовской джазовой школы. Иначе - нельзя.

...Вы спрашиваете: «Почему Ростов - город джаза?» Потому что джаз - музыка людей азартных и темпераментных. Потому что так захотели время и судьба. Потому что на джазовом небосклоне Ростова горела звезда по имени Ким Назаретов, ее свет и сегодня освещает путь ростовским джазменам, отражаясь в учениках.

На базе Ростовского училища искусств, начиная с 1990 г., раз в три года проходит традиционный Всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей, которому в последнее время присвоено имя К. Назаретова. Его проводит Ростовское отделение Всероссийского музыкального общества. В состав жюри неизменно входят известные музыканты и деятели джаза Ростова, других городов России. Конкурс выявляет наиболее одаренных молодых джазовых исполнителей и способствует росту их профессионального мастерства. Студенты и выпускники эстрадно-джазового отделения РУИ в каждом из пяти проведенных конкурсов занимали призовые места. В 1997 году на III конкурсе джазовых исполнителей ростовчане завоевали 24 лауреатских диплома! Именно тогда Ростов был утвержден как место постоянного проведения Всероссийского джазового конкурса.

Музыканты и выпускники РУИ работают во всех ведущих эстрадных и джазовых коллективах Москвы, в государственном эстрадном оркестре Белоруссии, - ростовская школа джаза ценится. Например, В. И. Попов, заслуженный артист России воспитал целую когорту саксофонистов - лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и Международных джазовых конкурсов и фестивалей - К. Деланьяна, И. Мишуру, А. Мачнева, О. Великанова, А Мордасова, Е. Соколовского... Или контрабасист И. К. Егоров - единственный преподаватель на эстрадно-джазовом отделении, дважды повышавший свою и без того высокую квалификацию в Венгрии и Канаде. Среди учеников - В. Перов, лауреат II-й премии Всероссийского конкурса джазовых солистов. В 1994 г. в составе квартета А. Мачнева – лауреат II премии Международного конкурса джазовых ансамблей в Брюсселе, лауреат I премии Международного конкурса в Берлине. В настоящее время преподает в детской джазовой школе им. К. Назаретова. В прошлом году лауреатом Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей по классу контрабаса стал Ю. Подкользин.

31 августа 2004г., НВ.
.