ПОД МУЗЫКУ БИГ-БЭНДА
Никак не могла понять: почему Ростов стал столицей джаза? В чем секрет?.. Адресовав вопросы педагогам Ростовского училища искусств, получила хитрые ответы, типа «город наш - порт пяти морей», «атмосфера в Ростове такая, юг все-таки». А если серьезно? «Ну, если серьезно, то...»
ВСЕ МЫ - ИЗ ДЖАЗА...
Джаз-оркестры в Ростове возникли еще в конце 30-х годов. Они создавались на предприятиях, в клубах, кинотеатрах, парках. Оркестры Воронина, Ефремова, Еремина (позже Мордасова, Назаретова) вошли в историю музыкальной жизни города. Старшее поколение помнит, какое огромное впечатление произвел фильм «Веселые ребята», джаз-бэнд Л. Утесова. С таким же восторгом был принят фильм «Серенада Солнечной долины» с Гленом Миллером. В 40-50-е годы джаз переживал расцвет. На Западе он становился более индивидуальным. Импровизации открыли дорогу новым джазовым стилям. Однако у нас идеология посчитала такой поворот в музыке вредным, подрывающим соцустои. Завязалась даже дискуссия «Джаз или симфония?» В те годы надо было быть «за симфонию». Тогда и появились пресловутые: «От саксофона до ножа - один шаг», «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь». Джаз «душили» до смерти Сталина. Юрий Кинус, преподаватель истории стиля и джаза РУИ, вспоминает, что настоящий джазовый бум начался в 1957 г. Толчком послужил Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве, в рамках которого проходили джаз-фестивали. После джазовые коллективы в стране вновь «задышали», но под... оком цензуры. Написанные блюзы приходилось «подгонять» под нейтральные названия, например, «Вечер в Ростове». Джазовый репертуар «разбавляли» «Сударушкой»... Выступления джаз-бэндов можно было «корректировать», но запретить их было уже нельзя.
- Возможности услышать зарубежные джазовые оркестры практически не было. Мы слушали их по «Голосу Америки». Потом, в 60-х, я работала в Венгрии и привезла пластинки. Собирались вместе и по ним «разбирали» звучание джазовых инструментов, - рассказывает Светлана Алексеевна Старостина, председатель правления Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества (творческий союз), заслуженный деятель искусств РФ. - На одной из встреч Ким Назаретов загорелся организовать джазовый фестиваль. Все удивились: «Как? Никто не позволит!..»
Для него «нельзя» не существовало. И мы его провели. На фестиваль приехали Лундстрем, Кажлаев, Саульский. Они были в восторге.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Ким Назаретов вернулся в родной Ростов в 1963 г. после окончания Харьковской консерватории. Ему пророчили блестящее будущее академического солирующего пианиста. Но его душа с детства тянулась к джазу. В Ростове искать работу не пришлось. Его сразу приняли в качестве педагога и концертмейстера в музучилище (ныне РУИ), которое он когда-то закончил. В 1964-м родился оркестр Кима Назаретова. Теперь он писал музыку к спектаклям театров Ростова и области, совмещая работу в биг-бэнде с педагогической деятельностью в РУИ. И вот осенью 1971 г. на гастроли в Советский Союз приехал джаз-оркестр Д. Эллингтона. Музыковед А. Медведев вспоминал: «Никогда еще не был у нас в гостях музыкант столь высокого ранга, музыкант, с именем которого связана целая эпоха в джазе. Любители музыки летели через всю страну, чтобы попасть на его концерты, стояли ночами за билетами, встречали его с оркестрами в аэропортах».
- Нам повезло, - говорит Светлана Алексеевна. - Я тогда работала ответственным секретарем хорового общества, и, естественно, педагоги РУИ, все ростовские джазмены билетами на концерты оркестра Дюка Эллингтона во Дворце спорта были обеспечены. Ким даже снимал концерты на камеру.
В Ростов американский джаз-бэнд приехал не случайно. О том, что город живет джазом, что здесь есть свои оркестры и талантливые джазмены, Дюк был наслышан. Более того, в маршруте его гастролей были Москва, Ленинград, Киев, Минск, где он дал по два концерта, в Ростове - три. Любители джаза не хотели отпускать своего кумира, и после выступлений джаз-бэнду Эллингтона ничего не оставалось, как еще полтора часа играть «на бис». По словам И. К. Егорова, преподавателя по классу контрабаса, бас-гитары, гитары РУИ, «после концертов Эллингтона джаз в Ростове стал бешено популярен. А у тех, кто играл джаз, начался настоящий творческий взлет». Творческий настрой поддержали еще одни гастроли - одного из ведущих американских джаз-оркестров под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Льюиса, состоявшиеся в 1972 г. Выступления двух известных оркестров повлияли на дальнейший репертуар, манеру исполнения оркестра К. Назаретова.
- Вместе с тем, в те годы стали появляться многочисленные эстрадные ансамбли, так называемые ВИА, - рассказывает Юрий Кинус. - Их уровень исполнения был крайне низким. Наслушавшись этой «самодеятельности», Минкультуры РСФСР приняло решение о создании в 1974 году в двадцати музучилищах страны эстрадно-джазовых отделений.
Такое отделение было создано и в Ростовском училище искусств.
ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ!
Вопрос о том, кто возглавит новое отделение, перед директором РУИ Г. И. Безродным не стоял. Конечно - К. Назаретов. Но нужны были педагоги - профессиональные музыканты, закончившие вуз, а их катастрофически не хватало. Нужна была солидная база для джазового образования в Ростове и на Юге России.
- Заслуга Назаретова в том, что он создал практическую и теоретическую базы. Теории не было ни в одном училище, - говорит директор РУИ И. Б. Ищенко. - Отделение создавалось по принципу оркестра: класс саксофона вели В. Попов, Е. Гнездилов, трубы - М. Радинский, тромбона - В. Кутов, фортепиано - К. Назаретов, Н. Иоаннисян, гитары - Г. Крылов, И. Егоров, В. Костыленко, барабанов - М. Левин, Б. Грунский, Е. Слоквенко, контрабаса, бас-гитары - Л. Тюрин, И. Егоров, аккордеона - А. Морозов, ансамбля - В. Шевцов. На отделении работала плеяда теоретиков: И. Волков, Н. Землянова, Е. Доля, Н. Мордасов, Ю. Кинус. Юрий Верменич, известный в СССР и за рубежом деятель, знаток истории джаза, специально приезжал читать лекции из Воронежа.
Работать в училище пришел Владимир Попов, из Орла приехал Игорь Егоров. Назаретов пригласил преподавать только что закончивших Ростовский музпединститут молодых супругов Михаила и Аллу Радинских...
- Катастрофически не хватало учебных помещений, качественных музыкальных инструментов и аппаратуры, нотной и методической литературы, - вспоминает М. Радинский, директор музыкальной школы им. П. Чайковского, пятнадцать лет возглавлявший эстрадно-джазовое отделение. - Ноты «рэмили», снимали фотокопии. Но все это были мелочи. Главное - общая цель и огромное желание работать.
За короткое время преподаватели музучилища создали учебники, программы, методические разработки. По многим потом учились и учатся сейчас на всех эстрадно-джазовых отделениях музучилищ и училищ искусств России.
Педагогов-музыкантов, виртуозно владевших инструментами, но не имеющих специального музыкального образования, Назаретов отправил в аудитории набираться знаний. Учились вместе - и педагоги, и студенты. Не было никакой обиды. Понимали - это надо для общего дела, которому служили, которое любили. Через несколько лет К. Назаретов создает на отделении студенческий джаз-оркестр. Он становится лауреатом многочисленных всероссийских и международных конкурсов, фестивалей. Созданная заслуженным деятелем искусств России К. Назаретовым ростовская джазовая школа уже в середине 80-х годов попала в Европейский справочник ведущих джазовых школ Европы.
В Ростовском музпединституте (ныне консерватория им. С. Рахманинова) открылась первая в СССР кафедра эстрадной и джазовой музыки. Ее возглавил Ким Назаретов. И стал первым в стране профессором джаза.
В 1993 г. Ким Аведикович провел одиннадцатый набор на кафедре эстрадной и джазовой музыки. Как обычно, присутствовал на экзаменах, поддерживал абитуриентов. А вот вручить студенческие билеты первокурсникам не успел - 18 июля 1993 года его не стало. Он ушел из жизни в 56 лет.
Что может лучше характеризовать дар Преподавателя, чем признание успехов и таланта Ученика? Уникальность ростовской джазовой школы общепризнана мировой общественностью.
Созданный на эстрадно-джазовом отделении РУИ студенческий джаз-оркестр - лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей:
- 2-я премия Международного конкурса молодежных джаз-оркестров (Финляндия, 1991 г.);
- 1-я премия Всесоюзного конкурса больших джазовых оркестров (Ярославль, 1990 г.);
- первые премии I и III конкурсов эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств Российской Федерации (1984 г., 1991 г.);
- дипломы лауреатов международных и всероссийских фестивалей джазовой музыки в Волгограде, Ставрополе, Кривом Роге, Электростали, Ярославле, Донецке, Ростове-на-Дону, Туапсе.
Оркестр РУИ под управлением М. Радинского - творческая лаборатория для 300 с лишним молодых джазовых музыкантов, аранжировщиков, дирижеров.
МНОГО «НАШИХ» по всему миру. Они все остались в профессии.
В Белоруссии - Г. Гречухин, А. Эскин, И. Мишура, А. Славинский. В Канаде - Игорь Уколов (фортепиано), Павел Зданевич (бас-гитара), Миха¬ил Левин (ударные).
В США преподает музыку Андрей Арнаутов (Андрэ Валентайн). Не так давно Андрей записал диск с Кеном Родесом. Петр Подобрий открыл свою музыкальную студию звукозаписи. Сайд Кобяков, Александр Кобяков работают музыкантами. В Германии - М. Яковлева и Андрей Хижняков - успешный музыкальный менеджер...
24 августа К. А. Назаретову исполнилось бы 68 лет, а первого сентября его детищу - эстрадно-джазовому отделению РУИ исполняется 30 лет. С нового учебного года его возглавит Андрей Мордасов, сын известного в Ростове руководителя джаз-оркестра
Николая Мордасова. Главным для себя Андрей Николаевич считает сохранить сложившиеся традиции, сохранить «брэнд» ростовской джазовой школы. Иначе - нельзя.
...Вы спрашиваете: «Почему Ростов - город джаза?» Потому что джаз - музыка людей азартных и темпераментных. Потому что так захотели время и судьба. Потому что на джазовом небосклоне Ростова горела звезда по имени Ким Назаретов, ее свет и сегодня освещает путь ростовским джазменам, отражаясь в учениках.
На базе Ростовского училища искусств, начиная с 1990 г., раз в три года проходит традиционный Всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей, которому в последнее время присвоено имя К. Назаретова. Его проводит Ростовское отделение Всероссийского музыкального общества. В состав жюри неизменно входят известные музыканты и деятели джаза Ростова, других городов России. Конкурс выявляет наиболее одаренных молодых джазовых исполнителей и способствует росту их профессионального мастерства. Студенты и выпускники эстрадно-джазового отделения РУИ в каждом из пяти проведенных конкурсов занимали призовые места. В 1997 году на III конкурсе джазовых исполнителей ростовчане завоевали 24 лауреатских диплома! Именно тогда Ростов был утвержден как место постоянного проведения Всероссийского джазового конкурса.
Музыканты и выпускники РУИ работают во всех ведущих эстрадных и джазовых коллективах Москвы, в государственном эстрадном оркестре Белоруссии, - ростовская школа джаза ценится. Например, В. И. Попов, заслуженный артист России воспитал целую когорту саксофонистов - лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и Международных джазовых конкурсов и фестивалей - К. Деланьяна, И. Мишуру, А. Мачнева, О. Великанова, А Мордасова, Е. Соколовского... Или контрабасист И. К. Егоров - единственный преподаватель на эстрадно-джазовом отделении, дважды повышавший свою и без того высокую квалификацию в Венгрии и Канаде. Среди учеников - В. Перов, лауреат II-й премии Всероссийского конкурса джазовых солистов. В 1994 г. в составе квартета А. Мачнева – лауреат II премии Международного конкурса джазовых ансамблей в Брюсселе, лауреат I премии Международного конкурса в Берлине. В настоящее время преподает в детской джазовой школе им. К. Назаретова. В прошлом году лауреатом Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей по классу контрабаса стал Ю. Подкользин.
31 августа 2004г., НВ.
|