rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВСКАЯ СТРАНИЦА РОССИЙСКОГО ДЖАЗА

80История проникновения в Россию инородного джазового тела сложна хитросплетениями и богата запретными подробностями. Уже само словосочетание «советский джаз» было нонсенсом. И хотя чуждое советскому человеку капиталистическое искусство изначально прошло «таможенный досмотр», спустя время партийные органы спохватились, посчитав количество шагов «от ножа до саксофона». Да только поздно, батенька! Джаз не только привился на благодатной российской почве, но уже начал давать собственные оригинальные всходы.

В Америке джаз появился на стыке веков, в СССР – в начале 20-х годов ХХ века. Отсчёт его истории ведётся от коллектива Валентина Парнаха, первый концерт которого состоялся  1 октября 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства.

В Ростове-на-Дону по имеющимся на сегодня данным джаз зазвучал чуть позже – в конце 20-х годов. И первое связанное с ним имя – пианист Владимир Левин. Он организовал «Джаз-банд», в котором было шесть ростовских музыкантов и один американец – саксофонист Пол Стефорд,  приехавший на строительство Сельмаша. В таком составе они по субботам играли танцы в клубе «Металлистов» (на этом месте нынче филармония).

«Джаз-банд» Левина просуществовал недолго. На очередном прослушивании программы партийные чиновники не нашли в звучавших пьесах высоких советских идей. Но к тому времени в нашем городе уже появилось немало музыкантов, полюбивших такую странную и непохожую на советские марши музыку. Это Семён Заславский, Семён Филатов, Борис Китаев, Дмитрий Воронин, Дмитрий Софьянопуло, Алексей Бондаренко, Иосиф Стельман, Давид Зак, Зиновий Глуховской, Леонид Самаль. Попробую кратко всех представить.

Семен Заславский – известный советский композитор и дирижёр – учился в ростовском музыкальном техникуме. Он оказался довольно инициативным и, будучи студентом, создал несколько джазовых коллективов, один из которых играл в клубе им. Фрунзе завода «Красный Аксай». Затем Заславский уехал поступать в Ленинград, а его место художественного руководителя клуба заняли сначала Семён Филатов (у него начинал тромбонист и первый директор Центра им. К. Назаретова Яков Кюльян), затем – Борис Китаев.

Очень популярен был оркестр Дмитрия Воронина. Он находился под патронатом лично Леонида Утёсова, что благоприятно сказывалось на репертуаре. К тому же коллектив имел собственный вагончик, в котором «обкатывал» программу (во всех смыслах) по всему Кавказу.

В середине 30-х годов появился «Эстрад-джаз» (потом «Джаз-ревю») инженера-экономиста и пианиста Дмитрия Софьянопуло (Софианопуло). Коллектив отличался повышенным вниманием к разного рода эксцентрике. Вероятно, причина тому – чрезвычайная активность барабанщика Георгия Сарибашева, который на афишах значился не иначе как «кино-комик Чарли Чаплин». Работа в валютном санатории Кисловодского «Интуриста» свела музыкантов с «певцом мира» Полем Робсоном, покорившим СССР исполнением «Песни о Родине» И. Дунаевского (помните – «Широка страна моя родная...»). В память о встрече американец подарил ростовчанам несколько личных партитур.

Коллектив Дмитрия Софьянопуло был необычайно эффектен, но просуществовал недолго, около четырёх лет. В 37-м году Дмитрий был объявлен «врагом народа» и расстрелян (реабилитирован спустя 20 лет), а весь оркестр перешёл в кинотеатр «Колизей» (нынче «Буревестник») под крыло нового руководителя Алексея Бондаренко.

До сих пор в Ростове живут музыканты – трубач Олег Фонарджян и саксофонист Сигизмунд Спижевский, – начинавшие играть джаз у трубача Иосифа Стельмана. Свой первый  «ДЖАЗ» Стельман организовал при… Дворце пионеров, расшифровывая само слово в духе времени: «Детский Жизнерадостный Ансамбль Затейников». Спустя время трубач собрал «взрослый» оркестр в кинотеатре «Гигант». В репертуаре  была самая разная танцевальная музыка, включая сложные западные джазовые композиции и знаменитую по сегодняшний день утёсовскую «Машу с самоваром».

Четыре коллектива было у скрипача Зиновия Глуховского. Самый профессиональный – «Вита» – при мединституте. Его силами был даже поставлен джаз-спектакль «Наташа» (музыка ростовского композитора Павла Гутина). Очевидцы говорили, что педагоги института всячески поддерживали «Виту» и на вступительных экзаменах явное предпочтение отдавали музыкантам.

Конечно же, свой джаз был и в музыкальном техникуме. Им руководил блестящий теоретик и альт-саксофонист Леонид Самаль. Да и многие институты (и не только учебные, как, например, РИСХМ, где расположился студенческий бэнд п/у трубача Давида Зака) имели муз-команды. После войны уже весь город был покорён джазом. А с возвращением после обучения в Харьковской консерватории Кима Назаретова этот странный вид музыкального искусства в Ростове-на-Дону «встал» на профессиональные рельсы, положив начало уникальному и единственному в России конвейеру джазового образования.

 12 сентября 2002г., РО
.