rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

СЕРДЦЕ ОРКЕСТРА

О первой барабанщице Ростова

 …Однажды папу Гени вызвали в школу и сообщили, что дочери придется пройти переэкзаменовку.

- По какому предмету? – осведомился Ефим Николаевич. - По географии. Нельзя сказать, чтобы он не уважал географию, но ему было жаль лишний раз загружать ребенка. К тому же Ефим Николаевич был известный шутник.

- Пусть остается на второй год в пятом классе, - сказал он, - на пять минут позже профессором будет.

И Геня в самом деле осталась на второй год.

Профессора из нее не получилось, но родной город о ней заговорил, и она вошла в его историю. Ведь Геня Коняева – первая и пока единственная джазовая барабанщица Ростова. У нее не только редкая профессия. Другой женщины с таким именем – Геня – в Ростове тоже нет и никогда, должно быть, не было. Имянаречению предшествовала вполне обычная история: родители мечтали о мальчике и твердо знали, как его назовут.

Родилась девочка. Ей досталось имя Геня, словно осколок большой родительской мечты о первенце – Геннадии. Джаз Геня любила с детства. Но о карьере барабанщицы и не мечтала. Училась в музыкальной школе по классу фортепиано и в будущем видела себя пианисткой. Правда, у нее было даже скорее не хобби, а забава: она брала табурет и умело выбивала на нем румбу, фокстрот и другие, модные тогда мелодии. Однако именно об этих соло на табуретах и вспомнила давняя приятельница Гени – Элеонора Сафьянопуло, когда случайно встретила ее после войны.

Нора сказала, что организовала в Ростове женский джаз, но пока он женский лишь отчасти: на ударных играет мужчина… Уговорила! Геня сначала брала уроки игры на ударных у музыканта, живущего по соседству. А потом, несмотря на возраст (ей было уже под 30), поступила в музыкальное училище, причем сразу на два отделения: дирижерско-хоровое и ударных инструментов. На ее первом барабане кожа была натянута лишь с одной стороны. С другой, как говорит Геня Ефимовна, не кожа, а фикция. Но их женский джаз-оркестр, выступавший за 20 минут перед началом сеансов в кинотеатрах, все равно производил фурор.

Когда в нем появилась Геня, многие стали приходить на эти программы, чтобы увидеть ударницу. Женщина с барабанными палочками была невидалью. Когда-то Геня мечтала о джаз-оркестре Утесова. Говорила, что согласна на «партии» уборщицы, только чтоб с этим оркестром. Но с Утесовым судьба ее не свела, и, честно говоря, она к этому и не стремилась: успех первого женского джаз-оркестра в Ростове вполне удовлетворил ее честолюбие.

Но вот Аркадию Райкину она аккомпанировала. Правда, не на барабане, а на пианино. Это было в Фергане, в эвакуации. Он был так знаменит, а она – лишь пианистка в клубе. Увидев Райкина, Геня спросила: «А что вам играть?». Как уж прозвучал ее голос, только Райкин почему-то задал вопрос, который так весело вспоминать… «А что, ты вообще не умеешь играть?» – спросил он.

Под аккомпанемент Гени Коняевой много прошло тогда у Райкина программ. Она до сих пор гордится этим. Быть может не меньше, чем игрой в первом и единственном женском джаз-оркестре Ростова.

Карьера ударницы Гени Коняевой завершилась с рождением ребенка. Потом она работала с коллективами художественной самодеятельности, давала уроки музыки, но барабанные палочки в руки не брала: Геня снова стала пианисткой. Она, пожалуй, и не жалела, что «ударная» страница ее жизни была непродолжительна: жизнь так быстро менялась, что к началу 50-х годов женский джаз-оркестр трансформировался и, по сути, прекратил существование.

Но всякий раз, когда в Ростов приезжал какой-либо хороший джазовый коллектив, Геня Коняева не могла не побывать на его концерте. Женщин, играющих на барабане, Геня (а точнее – Генриетта Ефимовна, как стали ее называть) не видела никогда. Даже в кино. За исключением документального фильма «Ноктюрн для аккордеона и памяти», снятого Романом Розенблитом. Этот фильм Роман Розенблит сделал как раз о них – певицах и музыкантках, которых в послевоенные годы называли джазовыми феями Ростова.

Два удара и целая жизнь А потом мне вспомнился другой фильм – «Музыкальная история». Был там эпизод искушения ударника. Тот репетировал «Евгения Онегина», а его пытались переманить в джаз-оркестр. Мол, в оперном ударника и не видно, а в джазе он – король сцены! Шутка шуткой, а ведь и в самом деле: на слуху имена выдающихся «классических» скрипачей, пианистов, виолончелистов, альтистов.

Но многие ли знают имена ударников, играющих в симфонических оркестрах, оперных театрах? Для зрителей они в тени. Почему тогда выбирают они эту стезю?

Поиск ответа на эти вопросы привел меня в Ростовский музыкальный театр.

Ударник его оркестра – Максим Савченко в назначенный час пришел на встречу не один. С ним была тоненькая миловидная девушка. - Это – Лена, моя жена, - сказал Максим. – Она тоже играет на ударных, только не у нас, а в симфоническом оркестре филармонии.

Вскоре я узнала, что Лену и Максима, можно сказать, свел барабан (они познакомились в консерватории, где учились на отделении ударных инструментов), что Лена прежде была пианисткой, а потом решила поменять специализацию, а вот Максим ударными инструментами увлечен с детства, и одно из самых ярких впечатлений юных дней – праздники в родном городе Черкассы.

Праздничная колонна, в ее первых рядах – духовой оркестр музыкальной школы. А ведет эту колонну он, Максим. У него – малый барабан, а на голове – подарок крестного – настоящая генеральская фуражка. - То есть удовольствие от пребывания на виду вам известно. Почему же тогда – работа в этом оркестре, где ударник почти незрим?

- Ударник – это сердце оркестра, который исполняет оперную, симфоническую музыку. - Если бы сейчас рядом с нами оказались другие музыканты, к примеру, скрипачи, пианисты, они бы это оспорили? - Нет. Ударник задает ритм, зачастую ему приходится «тянуть» за собой всю эту оркестровую махину. На взгляд непрофессионала, нет в оркестре легче работы, чем игра на ударных. Бей и бей. На самом деле ударить надо так, чтобы у каждого звука была своя окраска, свой оттенок.

Лена: - Чтобы добиться правильного удара, требуется кропотливая работа. Этому очень долго учатся. Идут споры: как лучше ударять. К тому же, играя на ксилофоне, держишь палочки так, на литаврах – по-другому.

 - А ударник – это человек-оркестр? Сколько вообще на свете ударных инструментов и какими из них вам необходимо владеть?

Максим: - Знаменитый ударник Марк Пекарский говорит, что знает две тысячи ударных инструментов. Но их, конечно, больше. Их намного больше, чем других. Лена: - Современные композиторы постоянно экспериментируют. Поэтому в состав симфонических оркестров вводятся все новые инструменты, которые прежде не считались оркестровыми: трещеточки, погремушечки. Всей этой мелочи большое разнообразие.

За границей музыкант может всю жизнь играть на малом барабане и ни за что не станет за другой инструмент. У нас желательно играть на всех оркестровых ударных.

- Вы завидуете узкой специализации зарубежных коллег?

- Широкий профиль обогащает: на барабане играешь ритмическую музыку, на ксилофоне можно исполнять переложения скрипичной музыки. У маримбы (это африканский инструмент, который состоит из деревянных пластин, настроенных на разную высоту по принципу фортепиано) - тягучий бархатный звук - и т.д.

- А сколько палочек меняет за свою жизнь ударник?

Максим: - У «фирменных» музыкантов, как мы их называем, на каждую музыкальную фразу есть свои особые палочки.

Лена: - Для нас это невозможно: пара хороших литавровых палочек стоит 30-40 долларов, палочки для виброфона и прочих клавишных обходятся в среднем в 100 долларов. Поэтому мы трусимся над каждой парой, сами их перематываем. Но все равно изнашиваются они быстро.

- Как пуанты балерин? Максим:

- Да, пожалуй: концерт с предшествующим ему периодом репетиций может стоить жизни одной-двум парам палочек.

 - Исполнение каких произведений для ударника – дело чести?

- Для исполнителя на малом барабане самым сложным считается «Болеро» Равеля. Но тут сложности не столько технические, сколько психологические. В принципе, эту партию может исполнить любой музыкант с хорошими задатками. Но – слишком известное произведение! Его слава придавливает музыканта. В итоге выдержать весь этот напор, сыграть «Болеро» в образе может не каждый.

- Я слышала «Болеро» в исполнении оркестра Музыкального театра, где вы как раз солировали. Это мощное «Болеро» показалось мне музыкальной иллюстрацией к каким-то древним сказаниям, рассказам о такой любви и ненависти, которые и в самом деле движут светилами, разрушают скалы, меняют облик планеты.

А какие образы вы примеряли на себя в тот момент?

- Так входить в образ нам нельзя: нам надо понять мысль, чувства композитора, не теряя связи с реальностью.

Лена: - Это сидя в зрительном зале можно воображать такие картины. Вот играли мы современного композитора Сильверстова. Слушатели говорили потом, что представлялось нечто легкое и прозрачное. А мы сидели и считали, чтобы не сбиться и не пропустить партию.

Максим: - Но вообще музыка великих композиторов невольно пробуждает в музыканте те чувства. которые он испытывал, когда ее сочинял. Шостакович был замкнутый человек. Свою боль он передал музыкой. Играешь и кожей чувствуешь страх. У самого – мурашки по телу.

- В современной симфонической музыке ударным инструментам уделяется больше внимания, чем в классике.

Какой вы отдаете предпочтение?

Максим: - Я предпочитаю русскую музыку, тот ее период, который завершается Рахманиновым, Шостаковичем, Прокофьевым. В современной музыке много интересных, технически сложных партий для ударных, но классика глубже, и там каждая партия, даже самая маленькая, - на своем месте. Пусть тебе надо сыграть лишь два, три удара на треугольнике. Всего лишь два-три удара, но это нужно сделать в нужный момент и в нужном образе. Сидят скрипачи, играют одну партию. Даже если кто-то из них сыграет не ту ноту, зал не заметит. Их – много. А ты – один, и тебе надо встать, чтобы исполнить эти два удара. Сердце колотится, выскакивает из груди, потому что если собьешься ты – будет провал.

 «…Два удара и целая жизнь, - подумалось мне. - Звучит эффектно. Но ведь – правда!».

04.10.2002г. Молот
.