rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

СПАСИБО, МУЗЫКА, ТЕБЕ

82Никто из поколения фронтовиков не станет отрицать: довоенные годы стали прорывом в новых музыкальных направлениях. Концерты духовых оркестров сменяли джазовые мелодии. Музыку слушали в коротких передышках между боями, джазовые мелодии исполняли во время бомбежек. Одним из таких музыкантов был и Олег Еремин. В 1939 году, после окончания двух курсов Ростовского музыкального училища, его призвали в армию. С началом Великой Отечественной войны Еремин, прихватив любимый саксофон, ушел на фронт. Сегодня Олег Константинович говорит, что там, на фронте, музыка его спасала.

Истоки

Своей любовью к музыке он обязан маме - Елене Сергеевне Миесеровой. Она была прекрасной пианисткой. Пианисткой стала благодаря своему отцу, Сергею Карповичу. Как-то он сказал жене: «Кристинка, нам не нужны богатые женихи, наряды. Надо детей 83учить. Знания дадут в жизни самый большой капитал». Так и вышло. Детей он отправил учиться в Москву, в знаменитый частный пансионат Фишер. Елена училась в Швейцарии, в Женевской консерватории, по классу фортепиано у одного из учеников Ф. Листа. Однажды один из русских студентов консерватории сказал ей: «Лена, здесь есть клуб русских эмигрантов, они просили, чтобы мы им сыграли». Она согласилась. После ее выступления к ней подошел молодой мужчина и, чуть картавя, спросил: «Вы бы не смогли исполнить Бетховена, «Аппассионату»?» - «Пожалуйста», - легко сказала она. Он представился: «Владимир Ульянов». Тогда Леночка Миесерова и вообразить не могла, что играет для будущего вождя мирового пролетариата...

- И меня, по семейной традиции, стали учить игре на фортепиано, - вспоминает Олег Константинович.

Жизнь была нелегкой. Елене Сергеевне приходилось заниматься частными уроками - надо было кормить сына (отец Олега умер от тифа, когда сыну едва исполнился год) и дальнюю родственницу, которая в доме вела хозяйство. Но какая тогда могла быть у Олега музыка, когда во дворе собиралась орава загорелых ростовских мальчишек, в сатиновых трусах, кричащих наперебой под окном: «Олег, выходи!..». Как могла, Елена Сергеевна билась с сыном, потом - бросила. Так продолжалось, пока ему не исполнилось тринадцать лет. В 1933 году в школе Олега был создан духовой оркестр, он поступил туда в первых рядах. Так началась его музыкальная карьера. После окончания школы Олег уже знал, что поступит в Ростовское музыкальное училище. В этом его поддержал дядя, один из первых джазовых музыкантов Ростова. Ему довелось играть в самом первом ростовском джазе, в клубе «Металлистов» (в здании нынешней Ростовской филармонии). Однако джаз без саксофона - не джаз. А его как раз и не было в оркестре. Но если очень захотеть... Такой саксофонист с инструментом нашелся. Им оказался американец Стефор, приехавший работать по контракту на «Сельмаш».

Джаз в те годы завоевывал все большую популярность среди молодежи. А с выходом на экраны фильма «Веселые ребята» джаз-оркестры стали расти, как грибы после дождя. Олег увлекся игрой на саксофоне. Саксофон тогда стоил дорого. Елене Сергеевне пришлось продать сочинскому театру свой концертный рояль знаменитой немецкой фирмы. На вырученные деньги купила фортепиано, а также саксофон и кларнет сыну. В те годы приобрести саксофон в Ростове было практически невозможно. Помог А. Б. Рывчун, саксофонист известного в то время джаз-оркестра Цфасмана. С ним Олег познакомился в Ростове во время гастролей оркестра. После завязалась переписка. Когда начинающий музыкант приехал в Москву, Александр повел его на Тверскую, где и был куплен саксофон. В 1936 году Олег поступил в музучилище к педагогу М. А. Трибуху.

ЕСЛИ ЗАВТРА - ВОЙНА...

84После двух курсов учебы Олега призвали в армию.  Служил  и  играл  в военном оркестре.

- Служил я с Жорой Балаевым, Костей Бедаковым - опытными джазовыми музыкантами, - вспоминает Олег Константинович.

Окончить училище после службы ему не удалось - началась война. Музыкальные инструменты пришлось оставить. Кларнет и саксофон заменили мощные гаубицы артиллерийского полка, где он был заряжающим огневого взвода. Но уже через полгода в полку был создан небольшой джазовый ансамбль. Тут и пригодился саксофон, который он взял с собой на фронт.

С первого дня войны лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал жизненной программой и для музыкантов джаза. Жизнь в это время показала, что музыка и песня - тоже оружие, нужное фронту. В кратчайшие сроки известные в стране джаз-оркестры готовили военные программы и с ними уезжали на фронт. Одним из первых с программой «Страна героев» отправился на войну джаз Бориса Ренского. Его оркестр дал более двух тысяч концертов на фронтах Великой Отечественной, последние состоялись уже в Берлине. Радостно встречали фронтовики своего любимца Леонида Утесова и его оркестр. За месяц оркестр Утесова давал сорок пять выступлений. Его джазовые концерты проходили в блокадном Ленинграде. Оркестр собрал средства на постройку двух истребителей, которые назвал «Веселые ребята». Двенадцать фашистских самолетов сбили на них наши летчики. В День Победы джаз-оркестр под управлением Л. О. Утесова играл под открытым небом для москвичей, заполнивших площадь Свердлова. Позже Леонид Осипович вспоминал: «Мы не выступали, мы просто запевали, а все вокруг подхватывали наши песни. В этот день пела вся Москва».

Не менее любимая народом Клавдия Шульженко и Владимир Коралли еще до войны создали свой джаз-оркестр, который с первых дней воины стал фронтовым джаз-ансамблем Ленинградского Дома Красной Армии, а его музыканты, надев военную форму, -добровольцами действующей армии. Добровольцем в ряды действующей армии вступила и К.И. Шульженко, став солисткой и одним из художественных руководителей этого коллектива. Только за первый год Ленинградской блокады ансамбль дал 500 концертов. Не случайно Шульженко и ее коллектив воины назвали «боевым подразделением песни». Артисты ансамбля были удостоены медалей «За оборону Ленинграда», а Клавдии Ивановне, помимо этой награды, был вручен орден Красной Звезды.

Не дошли до Дня Победы музыканты образцово-показательного джаз-оркестра Наркомата обороны, образованного в самом начале войны. В его состав вошел Государственный джаз СССР, созданный правительством в 1936 году. Полтора года коллектив находился на фронте. Зимой 1942 года под Вязьмой с небольшим отрядом солдат он попал в окружение и, пробиваясь к своим, практически в упор был расстрелян засадой вражеских автоматчиков. Погибло большинство музыкантов, погиб и руководитель оркестра, аранжировщик и дирижер Ю. Лаврентьев. О джазовых музыкантах Олег Константинович написал книгу. Она так и называется - «Джаз на войне».

- Если бы не музыка, вряд ли остался жив, - говорит Олег Константинович. - Хотя наш полк стоял в отдалении от фронта, нас постоянно мучили бомбежки. Пролетела «рама» (самолет-разведчик), «засекла» - хорошего не жди.

Чтобы заглушить звук бомбежек, Олег Константинович играл на саксофоне. Победу Олег Еремин встретил в Белоруссии.

А МУЗЫКА - ВЕЧНА

После войны он вернулся в Ростов. Родной город был разрушен. От дома, в котором вырос, остались одни руины. Елена Сергеевна вынуждена была ютиться в доме родственницы. Приняв приглашение на работу в пединститут Славянска, Олег Константинович уехал на Украину. Четыре года он руководил духовым оркестром института, параллельно работал в кинотеатре, где тоже был свой эстрадный оркестр. Имея организаторский опыт музыкального работника, ему без труда удалось восстановиться в Ростовском музучилище, которое он окончил с отличием.

85- К тому времени у меня уже была семья. Ее надо было содержать, - говорит он. - Учился и работал в кинотеатре «Спартак» в оркестре Георгия Балаева.

Молодого, перспективного музыканта приглашали на разные должности - от директора музучилища до инспектора по учебным заведениям областного управления культуры. Но после окончания училища он стал руководителем оркестра в новом кинотеатре «Прибой». Олегу Константиновичу хотелось создать что-то свое. И такая возможность предоставилась. Он организовал свой эстрадный оркестр в тресте «Югмонтажавтоматика».

Конец 40-х, 50-е годы стали настоящим расцветом музыкальных коллективов. Ростовчане восстанавливали разрушенный войной город, а в свободное время спешили в парки, кинотеатры, где звучали знакомые мелодии, песни из любимых довоенных фильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята»... Под них, под «Рио-Риту», «В парке Чаир...» росло послевоенное поколение. На предприятиях, в учреждениях иметь свой музыкальный коллектив считалось, как говорится сегодня, престижным. Но не каждому из них удавалось завоевать звание народного. Оркестр «Югмонтажавтоматики» под руководством О. К. Еремина был удостоен этого звания. Олег Константинович воспитал не одно поколение музыкантов. Его ученики заняли достойное место в снискавших популярность джазовых оркестрах Г. Балаева, К. Назаретова, армейских духовых оркестрах... Многие годы он был первым директором концертного оркестра «Дон», организатором и дирижером которого был профессор, заслуженный деятель искусств В. Н. Еждик. С годами от исполнительской и организационной работы Олег Константинович перешел к педагогической деятельности. Как-то врач-невропатолог сказал ему: «С вашим темпераментным характером бросать работу нельзя. Бросите - погибнете». Он и не бросает. Спешит на занятия в музучилище им. Гнесиных. Помогает ученикам. Поддерживает связи с коллегами из музыкальных коллективов. А еще пишет книги. Вышло уже три его сборника о джазе - любимой музыке его поколения.

фото из архива О. К. Еремина
7 мая 2004г., НВ.
.