rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ МУРАДА КАЖЛАЕВА

87Недавно в Центре им. Кима Назаретова состоялся большой концерт. На афишах значилось: «В гостях у Донской весны композитор, народный артист СССР…  Мурад Кажлаев». А я бы еще добавила, хотя в анонсах так и не пишут: «давний и добрый друг нашего города, дружба с которым — и человеческая, и творческая, — продолжается вот уже 43 года».

Сегодня даже простое перечисление званий и наград Мурада Магомедовича займет столько же места, сколько и эта статья. А тогда, в 60-м году прошлого века…

— Я жил на самом последнем этаже цирка. Там были маленькие комнатки, где я писал музыку для дагестанского аттракциона. Он как раз работал в цирке, и я вечером мерил по секундомеру продолжительность номера. Это был мой первый приезд в Ростов.

Почему-то меня стало сюда тянуть. Вскоре я познакомился с Георгием Балаевым. Помню, как в 1962 году с оркестром Георгия Михайловича мы репетировали песню «Здравствуй, столица» в этом же зале кинотеатра «Россия», как везли первую эстраду Северного Кавказа, которая зарождалась на базе Ростова.

Встреча Мурада Кажлаева с Кимом Назаретовым и дальнейшая дружба — ещё три года спустя. Ким недавно вернулся с учебы из Харьковской консерватории.

— Началась большая дружба, которая продолжалась почти 30 лет. Работа в консерватории — это результат дружбы с Кимом. Педагогика от меня всегда была «где-то», но Ким сказал мне: «Пожалуйста, Мурад Магомедович! Вы должны работать на новом факультете». Я сказал «нет!», но как видите, до сих пор работаю и очень привязался к этому.

А за год до этого Мурад неожиданно был назван… пакистанским композитором. И кем? Самим Уиллисом Коновером, легендарным ведущим «Голоса Америки»! А было это так.

Центральный Комитет комсомола и Комитет культурных связей с заграницей отправил в Америку 20 молодых специалистов. Каждого из «посылаемых» американские представители подробно расспросили о том, что предпочитают есть, пить, с кем бы хотели встретиться. Мурад, только что вернувшийся из поездки по Африке и написавший под впечатлением большой джаз-концерт, назвал несколько имен, в том числе — великого Дюка Эллингтона. На всякий случай взял с собой и партитуру концерта. И каково же было удивление, когда по приезде ему позвонили и сказали: «Послезавтра в студии CBS вас примет маэстро!»

— Я протягиваю ему партитуру. Дюк открывает, внимательно смотрит и говорит: «О, как это интересно!» В тот момент я — как истинный дагестанец! — достаю наш коньяк «Юбилейный». Дюк берёт бутылку, встряхивает её и говорит: «О, у вас коньяк такой же густой, как и ваша партитура!»

Мурад благополучно вернулся в Махачкалу. А спустя несколько месяцев среди ночи внезапно раздался звонок московского друга Олега Лундстрема: «Скорее включай Коновера, Эллингтон играет твой концерт!»

— Я слишком долго искал нужную волну, оркестр отыграл больше половины. В конце Уиллис Коновер — он был ведущий этой программы — сказал буквально следующее: «Вы прослушали «Экзотический концерт» для джаз-оркестра пакистанского композитора Мурада Кажлаева». Ну кто в то время на западе слышал о такой маленькой горной стране, как Дагестан?

Вообще в биографии Мурада Магомедовича очень много интересных встреч и предложений к сотрудничеству. Не все они реализовались, зато факт остаётся фактом: в начале 90-х оркестр Юрия Силантьева под управлением Мурада Кажлаева должен был сопровождать награждение «Оскаром» самого Феллини.

Вот лишь несколько штрихов к портрету Мурада Кажлаева, авторский вечер которого фактически превратился в музыкальное приношение этому необычайно светлому и открытому человеку. Я видела Мурада Магомедовича на ежедневных чуть ли не восьмичасовых репетициях. Выкроить минутку для спокойного разговора не было никакой возможности, в небольших перерывах он, отвечая на вопросы, одновременно говорил по телефону, подправлял партитуру, выяснял ближайшие планы, справлялся о выполнении данных ранее рекомендаций. И все — на вдохе!

Прошедший концерт, который вел сам Мурад Магомедович, был грандиозным праздником искусства. Здесь было все: муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова и народный ансамбль восточного танца «Лила», камерный струнный оркестр училища искусств и весь джазовый арсенал от детского биг-бэнда джазовой школы им. Кима Назаретова до аспирантов консерватории — выпускников класса профессора Мурада Кажлаева. А выступление народной артистки России Анны Литвиненко просто утонуло в нескончаемых овациях и криках «браво»! И все это — в совершенно «убитом» зале, состояние которого не выдерживает никакой критики. Я слышала, как девушка сзади сказала: «Я всех пришедших в этот зал люблю! Они готовы даже сюда прийти, лишь бы встретиться с настоящей музыкой!»

Фактически концерт закончился братанием Москвы с Ростовом-на-Дону. Именно так я восприняла исполненные вместе с залом песни — «Москва златоглавая» и «Ростов-на-Дону», последнюю из которых Мурад Магомедович подарил нашему городу в связи с 250-летием.

30 апреля 2003г., РО.
.