rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

В Ростов привезли картину Рубенса

Теперь знаменитое полотно пополнит наш Музей изобразительного искусства

104
Экспертиза показала, что эта картина является подлинником 

25 октября в Музее изобразительного искусства впервые показали картину «Сусанна и старцы», вернувшуюся после реставрации и экспертизы. Теперь это полотно - настоящая гордость Ростова, ведь далеко не каждый город может похвастаться своим Рубенсом. - В Центре, где проводили исследование, официально подтвердили авторство Рубенса, - сообщила «КП»-на-Дону» на презентации картины Лариса ЦЫМБАЛ, старший научный сотрудник музея. - Нам позвонили и поздравили. Конечно, это стало радостной новостью.

«Сусанна и старцы» находится в фондах музея с 40-х годов. Тогда из Эрмитажа, так сказать, по разнарядке, в Ростов поступили сразу несколько картин фламандских художников. «Сусанна» была записана как работа неизвестного художника школы Рубенса. Однако сотрудники музея предполагали, что автор все-таки сам великий фламандец. Догадку могла подтвердить или опровергнуть только тщательная и дорогостоящая экспертиза. И лишь в 2003 году «Сусанна» отправилась в Москву.

- Картина находилась в плохом состоянии, прямо посередине полотна был порез буквой Г, - рассказывают в музее. - Но самое сложное для реставраторов стало другое - картина была очень грязной. Потому и реставрация и экспертиза затянулась на три года.

Сейчас картина заметно преобразилась. Это отметил и заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок, который тоже пришел на презентацию. Оказывается, он не только любитель вина, оловянных солдатиков, но и знаток художественного искусства. Журналистам Александр Починок даже прочитал небольшую лекцию.

В музее рассказали, что полотно везли в бронированной машине, где картину зафиксировали во избежании колебаний. Мало того, для сохранения постоянной температуры «Сусанну» завернули в специальную бумагу и картон. Несмотря на громкое приобретение, охрану в музее решили не усиливать, здесь стоит сигнализация и ведется постоянное видеонаблюдение за посетителями. Единственное изменение привычного уклада в жизни музея - кондиционер, который теперь постоянно выключен: полотно пока проходит акклиматизацию.

СКАЗАНО!

105«Кто такой Рубенс? Самый успешный, самый популярный... Он жизнь любил, женщин, и с ответной любовью было все в порядке. Рубенсу заказывали картины и заказывали с удовольствием. А что? Естественно, хитовые сюжеты».

(Александр ПОЧИНОК, заместитель полпреда в ЮФО, на вопрос, почему Рубенс часто писал обнаженных женщин.)

КСТАТИ

Сюжет картины «Сусанна и старцы» взят из Библии. Двое старцев подстерегли в саду во время купания Сусанну, жену богатого человека. На ее крики сбежались люди. Чтобы избежать наказания, лживые старцы заявили, что застали ее в объятиях возлюбленного. За нарушение супружеской верности Сусанна была осуждена на смерть. Спас молодую женщину юноша по имени Даниил. Отведя одного из старцев в сторону, он тихо спросил, под каким деревом он застал Сусанну, а потом с таким же вопросом обратился к другому. Старцы указали на разные деревья - так был раскрыт обман. Сусанна была оправдана, а развратные старцы казнены.

27 октября 2006г., КП.

ЛЮБИМАЯ СУСАННА

106Ростовский областной музей изобразительных искусств преисполнен гордости: полотно «Сусанна и старцы» вернулось из столичного реставрационного центра им. Грабаря не только похорошевшим и помолодевшим, но и с подтвержденным благородным происхождением.

Много лет искусствоведы смотрели на эту картину и спорили: написана ли она в мастерской Рубенса, при его участии, или эта копия с картины Рубенса? Если это оригинал, то где тут кисть самого Рубенса, а где его учеников?

И вот после тщательного исследования эксперты центра имени Грабаря сделали заключение: это – не копия, а оригинал. Бесспорно – школа Рубенса. Часть работы выполнена учениками (только не стоит при этом представлять полудетей – полуподростков: ученики Рубенса – это первоклассные художники), но головы старцев и ряд деталей написаны самим Рубенсом.

Этот вывод – великая радость не только для Ростова: полотен Рубенса в России немного. Да и для мировой художественной жизни это событие, так что о нашей «Сусанне» центр им. Грабаря уже проинформировал рубенсоведов, собравшихся на свою конференцию в Берлине.

Есть версия, что наша «Сусанна» – та самая, которую Питер Пауль Рубенс… обменял у английского посла на антики. Он был большим любителем античности. Сохранились письма, где Рубенс предлагает послу обменять ряд антиков на несколько небольших картин и одну большую, но написанную учениками. Лорд на это отвечает: не хочу, мол, учеников, хочу написанную вами. И Рубенс соглашается еще пройтись по ней своей кистью.

Ветхозаветный сюжет о Сусанне и старцах привлекал многих художников эпохи Возрождения. История такая: старцы, увидев купающуюся Сусанну, исполнились похотливых желаний и принялись ее домогаться. Молодая женщина резко их отвергла, и тогда мстительные сладострастники решили ее оклеветать. Они рассказали, будто видели, как Сусанна – молодая жена – предавалась греховному наслаждению с любовником. Над Сусанной нависла угроза сурового суда и смерти. Но пророк Даниил усомнился в правдивости старцев. Он изобличил их обман, расспрашивая каждого по отдельности о деталях того, чему они якобы были свидетелями. Так не Сусанну, а старцев настигла жестокая кара.

А почему Рубенс и его современники так любили этот сюжет?

– Он давал им возможность показать самое прекрасное, что создано природой, – обнаженное женское тело, – говорит старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.

107Эту «Сусанну» в Россию привезли в конце XVIII века. Она побывала в нескольких частных собраниях: ее первым владельцем был князь Безбородько, последними – князья Юсуповы. В Ростове «Сусанна» с 1940 года: в наш музей ее прислали из Эрмитажа, посчитав не оригинальным полотном, а только копией великого Рубенса.

Сейчас обновленная «Сусанна» экспонируется в окружении гравюр XVII века. Они выполнены с других картин Рубенса с его ведома и даже порой при его участии. Но это счастье продлится только две недели. Потом «Сусанну» («Любимую «Сусанну», как говорят о ней сотрудники музея) отправят в запасники. По причине дефицита выставочных площадей: ведь галерею западного искусства, где в последние годы демонстрировалось полотно, от музея отторгли. А обещанная несколько лет назад пристройка к музею и по сей день остается пустым звуком.

Все это верно и очень печально. Но мне кажется, что музей все же найдет какой-то компромисс: ведь прежде, когда у музея не было этой подаренной и отобранной галереи, «Сусанна» показывалась посетителям здесь же, в основном музейном здании. Да и как иначе? Рубенс все-таки.

27.10.2006г., НВ.

Рубенс вернулся на Дон

В музее изобразительных искусств праздник. Домой вернулся шедевр с реставрации, будто бы Сусанна сделала пластическую операцию и вернулась в родной дом.

 108Полотно Питера Пауэля Рубенса «Сусанна и старцы» вновь перед взорами местных ценителей живописи. Сусанна всё такая же привлекательная, несмотря на многовековые трещинки на обнажённом теле. Старцы, как и положено, похотливые и сладострастные. На презентации присутствовал Александр Починок. Он проявил недюжинные познания в области истории живописи. Кто-то из рядом стоящих работников музея даже пошутил: надо его к нам на работу брать. Починок рассказал, что у художника Рубенса было целое предприятие. Он делал эскизы, а ученики по ним рисовали гравюры. Все его ученики стали выдающимися художниками. Александр Починок отметил, что ему более по душе голландцы.

Фламандский живописец Рубенс писал картины в Италии в эпоху барокко, коей характерны были приподнятость, патетика, бурное движение, декор, блеск колорита. Его картины написаны на религиозные и мифологические сюжеты. На выставке можно увидеть замечательные гравюры его учеников, сделанные по его эскизам. Самого же Рубенса не могли не волновать те классические темы, вокруг которых и вращалось всё мировое искусство, будь то живопись или литература. Его работы «Снятие со креста», «Персей и Андромеда», цикл «История Марии Медичи» — историко-аллегорические полотна. К слову, о тех замечательных мастерах — учениках, которые трудились «на фабрике Рубенса», если можно так выразиться, — это А. ван дейк, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс. На выставке вы увидите такие гравюры, как «Положение во гроб» (много народу тащат мертвеца, и чего из смерти делать столько-то пафоса?). Или вот, например, «Счастливое правление королевы» (много атрибутов жизни и смерти: дети, мученики, смерть с косой, ангелы со свирелями или пищалями). А вот передача портрета Марии Медичи Генриху IV. Рождение Марии Медичи, львы, младенцы, ангелы. Всё это — великие свидетельства тех эпох, которые для нас уже непостижимы. И единственное, что позволяет нам прикоснуться к истории, это те подлинники искусства, которые можем мы видеть, пока они доступны.

1 ноября 2006г., РО.

ФЛАМАНДСКАЯ РЕЛИКВИЯ

В Ростов вернулась подлинная картина Рубенса.

Картина «Сусанна и старцы» была подарена Ростовскому музею изобразительных искусств московским Эрмитажем в 1940 году как копия, сделанная одним из учеников Рубенса. Однако постепенно специалисты пришли к другому мнению. Настоящая «Сусанна и старцы», согласно старинным документам, имеет размер 199,5х142см. А ростовская «Сусанна» - 189х142, однако заметно, что картина была обрезана внизу. Произведение находилось в ужасном состоянии - было грязным, кое-где с прорывами.

В 2003 году «Сусанну» отправили на реставрацию в Москву. После ее тщательного изучения было установлено, что голова первого старца, лицо второго и отдельные детали картины написаны рукой самого Рубенса, а не его учеников!

Существует легенда, согласно которой Рубенс отдал картину «Сусанна и старцы», написанную своим учеником, лорду Карлтону в обмен на коллекцию древних статуэток. Однако лорд воспротивился. Он хотел картину, написанную рукой самого художника. Тогда Рубенс сказал: «Хорошо, я пройдусь по некоторым местам картины своей кистью». Так появился подлинник. «Сусанна» была привезена в Россию в 1790 году и побывала во многих княжеских домах. Последней хозяйкой произведения была Зинаида Юсупова, а из ее дома картина попала в музейные фонды Москвы.

Сюжет картины восходит к Ветхому Завету. Замужняя девушка купалась в пруду, а старики подстерегли и домогались любви прекрасной Сусанны. Услышав отказ, старцы распустили перед народом слух о ее легком поведении, а наказанием за супружескую измену в те времена была смертная казнь. Однако мудрый пророк Даниил усомнился в честности старцев, и, допросив каждого, убедился в их лживости. Таким образом, Сусанну оправдали, а старцев казнили. Справедливость восторжествовала.

Вернувшееся в ростовский музей произведение Рубенса очень любят и берегут, называют не иначе, как «наша Сусанночка».

27 ноября 2006г., 7С.

В Ростове обнаружен Рубенс

135Картина «Сусанна и старцы», хранившаяся в Ростовском музее изобразительных искусств более шестидесяти лет, оказалась принадлежащей кисти великого фламандского живописца.

В минувший четверг картину открыли для показа. Полотно долгое время считалось принадлежащим неизве-стному художнику школы Рубенса. Картина написана по библейскому сюжету: добродетельную супругу торговца во время купания подстерегли двое старцев и начали к ней грязно приставать. Когда на крики женщины сбежались люди, старики заявили, что застали здесь Сусанну с любовником. Несчастной грозила смертная казнь за измену, но юный пророк Даниил открыл правду.

На картине, выставленной в ростовском музее, молодая пышнотелая женщина стыдливо прикрывает одежды, к которым тянутся руки похотливых стариков. Картина Рубенса «Сусанна и старцы» вдохновила поэта Илью Сельвинского на строчки: «Прекрасное прекрасно оттого, что есть и безобразное на свете». Правда, поэт смотрел на другую прекрасную Сусанну — хранящуюся в Эрмитаже: к этому сюжету художник прибегал не раз.

— Рубенс говорил, что это великолепный пример целомудрия. И написать обнаженную натуру на библейский сюжет было для него очень привлекательным, — рассказывает старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.

Ростовское полотно попало в Россию в конце XVIII века, находилось в частных коллекциях, после революции оказалось в Эрмитаже и оттуда в сороковых годах было передано в ростовский музей.

— Картина была повреждена, по ее центру проходил Г-образный разрез. К тому же она была сильно загрязнена, поэтому реставрационные работы затянулись на три года: специалисты всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря очищали полотно миллиметр за миллиметром, — продолжает Лариса Цымбалова. – Мы подозревали, что картина может принадлежать Рубенсу: была найдена переписка художника, где он описывает эту работу, созданную его учениками, и обещает пройтись по ней собственной кистью. Он сам сделал головы стариков и другие детали.

— Экспертиза, — говорит Цымбалова, — подтвердила эти догадки, и теперь под картиной красуется подпись: «Рубенс Питер Пауль».

Экпертиза и реставрация, говорят в музее, стали возможными благодаря финансированию из областного бюджета, но во сколько это обошлось, говорить почему-то постеснялись. Страховую стоимость картины в музее также пока не определили, как и не стали принимать дополнительных мер безопасности: в музее и так есть сигнализация и камеры наблюдения.

Посреди презентации картины в музейном зале появился Александр Починок. Улучив момент, зампред перехватил инициативу и вместо музейных работников прочитал собравшимся небольшую лекцию по истории искусства.

— В те времена это был один из хитовых сюжетов! — объяснил он и посетовал, что есть немало несчастных людей, которых не научили правильно понимать искусство.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 44(412) от 01-11-2006
.