ЛЮБИМАЯ СУСАННА
Ростовский областной музей изобразительных искусств преисполнен гордости: полотно «Сусанна и старцы» вернулось из столичного реставрационного центра им. Грабаря не только похорошевшим и помолодевшим, но и с подтвержденным благородным происхождением.
Много лет искусствоведы смотрели на эту картину и спорили: написана ли она в мастерской Рубенса, при его участии, или эта копия с картины Рубенса? Если это оригинал, то где тут кисть самого Рубенса, а где его учеников?
И вот после тщательного исследования эксперты центра имени Грабаря сделали заключение: это – не копия, а оригинал. Бесспорно – школа Рубенса. Часть работы выполнена учениками (только не стоит при этом представлять полудетей – полуподростков: ученики Рубенса – это первоклассные художники), но головы старцев и ряд деталей написаны самим Рубенсом.
Этот вывод – великая радость не только для Ростова: полотен Рубенса в России немного. Да и для мировой художественной жизни это событие, так что о нашей «Сусанне» центр им. Грабаря уже проинформировал рубенсоведов, собравшихся на свою конференцию в Берлине.
Есть версия, что наша «Сусанна» – та самая, которую Питер Пауль Рубенс… обменял у английского посла на антики. Он был большим любителем античности. Сохранились письма, где Рубенс предлагает послу обменять ряд антиков на несколько небольших картин и одну большую, но написанную учениками. Лорд на это отвечает: не хочу, мол, учеников, хочу написанную вами. И Рубенс соглашается еще пройтись по ней своей кистью.
Ветхозаветный сюжет о Сусанне и старцах привлекал многих художников эпохи Возрождения. История такая: старцы, увидев купающуюся Сусанну, исполнились похотливых желаний и принялись ее домогаться. Молодая женщина резко их отвергла, и тогда мстительные сладострастники решили ее оклеветать. Они рассказали, будто видели, как Сусанна – молодая жена – предавалась греховному наслаждению с любовником. Над Сусанной нависла угроза сурового суда и смерти. Но пророк Даниил усомнился в правдивости старцев. Он изобличил их обман, расспрашивая каждого по отдельности о деталях того, чему они якобы были свидетелями. Так не Сусанну, а старцев настигла жестокая кара.
А почему Рубенс и его современники так любили этот сюжет?
– Он давал им возможность показать самое прекрасное, что создано природой, – обнаженное женское тело, – говорит старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.
Эту «Сусанну» в Россию привезли в конце XVIII века. Она побывала в нескольких частных собраниях: ее первым владельцем был князь Безбородько, последними – князья Юсуповы. В Ростове «Сусанна» с 1940 года: в наш музей ее прислали из Эрмитажа, посчитав не оригинальным полотном, а только копией великого Рубенса.
Сейчас обновленная «Сусанна» экспонируется в окружении гравюр XVII века. Они выполнены с других картин Рубенса с его ведома и даже порой при его участии. Но это счастье продлится только две недели. Потом «Сусанну» («Любимую «Сусанну», как говорят о ней сотрудники музея) отправят в запасники. По причине дефицита выставочных площадей: ведь галерею западного искусства, где в последние годы демонстрировалось полотно, от музея отторгли. А обещанная несколько лет назад пристройка к музею и по сей день остается пустым звуком.
Все это верно и очень печально. Но мне кажется, что музей все же найдет какой-то компромисс: ведь прежде, когда у музея не было этой подаренной и отобранной галереи, «Сусанна» показывалась посетителям здесь же, в основном музейном здании. Да и как иначе? Рубенс все-таки.
27.10.2006г., НВ.
|