rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ЛЮБИМАЯ СУСАННА

106Ростовский областной музей изобразительных искусств преисполнен гордости: полотно «Сусанна и старцы» вернулось из столичного реставрационного центра им. Грабаря не только похорошевшим и помолодевшим, но и с подтвержденным благородным происхождением.

Много лет искусствоведы смотрели на эту картину и спорили: написана ли она в мастерской Рубенса, при его участии, или эта копия с картины Рубенса? Если это оригинал, то где тут кисть самого Рубенса, а где его учеников?

И вот после тщательного исследования эксперты центра имени Грабаря сделали заключение: это – не копия, а оригинал. Бесспорно – школа Рубенса. Часть работы выполнена учениками (только не стоит при этом представлять полудетей – полуподростков: ученики Рубенса – это первоклассные художники), но головы старцев и ряд деталей написаны самим Рубенсом.

Этот вывод – великая радость не только для Ростова: полотен Рубенса в России немного. Да и для мировой художественной жизни это событие, так что о нашей «Сусанне» центр им. Грабаря уже проинформировал рубенсоведов, собравшихся на свою конференцию в Берлине.

Есть версия, что наша «Сусанна» – та самая, которую Питер Пауль Рубенс… обменял у английского посла на антики. Он был большим любителем античности. Сохранились письма, где Рубенс предлагает послу обменять ряд антиков на несколько небольших картин и одну большую, но написанную учениками. Лорд на это отвечает: не хочу, мол, учеников, хочу написанную вами. И Рубенс соглашается еще пройтись по ней своей кистью.

Ветхозаветный сюжет о Сусанне и старцах привлекал многих художников эпохи Возрождения. История такая: старцы, увидев купающуюся Сусанну, исполнились похотливых желаний и принялись ее домогаться. Молодая женщина резко их отвергла, и тогда мстительные сладострастники решили ее оклеветать. Они рассказали, будто видели, как Сусанна – молодая жена – предавалась греховному наслаждению с любовником. Над Сусанной нависла угроза сурового суда и смерти. Но пророк Даниил усомнился в правдивости старцев. Он изобличил их обман, расспрашивая каждого по отдельности о деталях того, чему они якобы были свидетелями. Так не Сусанну, а старцев настигла жестокая кара.

А почему Рубенс и его современники так любили этот сюжет?

– Он давал им возможность показать самое прекрасное, что создано природой, – обнаженное женское тело, – говорит старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.

107Эту «Сусанну» в Россию привезли в конце XVIII века. Она побывала в нескольких частных собраниях: ее первым владельцем был князь Безбородько, последними – князья Юсуповы. В Ростове «Сусанна» с 1940 года: в наш музей ее прислали из Эрмитажа, посчитав не оригинальным полотном, а только копией великого Рубенса.

Сейчас обновленная «Сусанна» экспонируется в окружении гравюр XVII века. Они выполнены с других картин Рубенса с его ведома и даже порой при его участии. Но это счастье продлится только две недели. Потом «Сусанну» («Любимую «Сусанну», как говорят о ней сотрудники музея) отправят в запасники. По причине дефицита выставочных площадей: ведь галерею западного искусства, где в последние годы демонстрировалось полотно, от музея отторгли. А обещанная несколько лет назад пристройка к музею и по сей день остается пустым звуком.

Все это верно и очень печально. Но мне кажется, что музей все же найдет какой-то компромисс: ведь прежде, когда у музея не было этой подаренной и отобранной галереи, «Сусанна» показывалась посетителям здесь же, в основном музейном здании. Да и как иначе? Рубенс все-таки.

27.10.2006г., НВ.
.