Рубенс вернулся на Дон
В музее изобразительных искусств праздник. Домой вернулся шедевр с реставрации, будто бы Сусанна сделала пластическую операцию и вернулась в родной дом.
Полотно Питера Пауэля Рубенса «Сусанна и старцы» вновь перед взорами местных ценителей живописи. Сусанна всё такая же привлекательная, несмотря на многовековые трещинки на обнажённом теле. Старцы, как и положено, похотливые и сладострастные. На презентации присутствовал Александр Починок. Он проявил недюжинные познания в области истории живописи. Кто-то из рядом стоящих работников музея даже пошутил: надо его к нам на работу брать. Починок рассказал, что у художника Рубенса было целое предприятие. Он делал эскизы, а ученики по ним рисовали гравюры. Все его ученики стали выдающимися художниками. Александр Починок отметил, что ему более по душе голландцы.
Фламандский живописец Рубенс писал картины в Италии в эпоху барокко, коей характерны были приподнятость, патетика, бурное движение, декор, блеск колорита. Его картины написаны на религиозные и мифологические сюжеты. На выставке можно увидеть замечательные гравюры его учеников, сделанные по его эскизам. Самого же Рубенса не могли не волновать те классические темы, вокруг которых и вращалось всё мировое искусство, будь то живопись или литература. Его работы «Снятие со креста», «Персей и Андромеда», цикл «История Марии Медичи» — историко-аллегорические полотна. К слову, о тех замечательных мастерах — учениках, которые трудились «на фабрике Рубенса», если можно так выразиться, — это А. ван дейк, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс. На выставке вы увидите такие гравюры, как «Положение во гроб» (много народу тащат мертвеца, и чего из смерти делать столько-то пафоса?). Или вот, например, «Счастливое правление королевы» (много атрибутов жизни и смерти: дети, мученики, смерть с косой, ангелы со свирелями или пищалями). А вот передача портрета Марии Медичи Генриху IV. Рождение Марии Медичи, львы, младенцы, ангелы. Всё это — великие свидетельства тех эпох, которые для нас уже непостижимы. И единственное, что позволяет нам прикоснуться к истории, это те подлинники искусства, которые можем мы видеть, пока они доступны.
1 ноября 2006г., РО.
|