В Ростове обнаружен Рубенс
Картина «Сусанна и старцы», хранившаяся в Ростовском музее изобразительных искусств более шестидесяти лет, оказалась принадлежащей кисти великого фламандского живописца.
В минувший четверг картину открыли для показа. Полотно долгое время считалось принадлежащим неизве-стному художнику школы Рубенса. Картина написана по библейскому сюжету: добродетельную супругу торговца во время купания подстерегли двое старцев и начали к ней грязно приставать. Когда на крики женщины сбежались люди, старики заявили, что застали здесь Сусанну с любовником. Несчастной грозила смертная казнь за измену, но юный пророк Даниил открыл правду.
На картине, выставленной в ростовском музее, молодая пышнотелая женщина стыдливо прикрывает одежды, к которым тянутся руки похотливых стариков. Картина Рубенса «Сусанна и старцы» вдохновила поэта Илью Сельвинского на строчки: «Прекрасное прекрасно оттого, что есть и безобразное на свете». Правда, поэт смотрел на другую прекрасную Сусанну — хранящуюся в Эрмитаже: к этому сюжету художник прибегал не раз.
— Рубенс говорил, что это великолепный пример целомудрия. И написать обнаженную натуру на библейский сюжет было для него очень привлекательным, — рассказывает старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.
Ростовское полотно попало в Россию в конце XVIII века, находилось в частных коллекциях, после революции оказалось в Эрмитаже и оттуда в сороковых годах было передано в ростовский музей.
— Картина была повреждена, по ее центру проходил Г-образный разрез. К тому же она была сильно загрязнена, поэтому реставрационные работы затянулись на три года: специалисты всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря очищали полотно миллиметр за миллиметром, — продолжает Лариса Цымбалова. – Мы подозревали, что картина может принадлежать Рубенсу: была найдена переписка художника, где он описывает эту работу, созданную его учениками, и обещает пройтись по ней собственной кистью. Он сам сделал головы стариков и другие детали.
— Экспертиза, — говорит Цымбалова, — подтвердила эти догадки, и теперь под картиной красуется подпись: «Рубенс Питер Пауль».
Экпертиза и реставрация, говорят в музее, стали возможными благодаря финансированию из областного бюджета, но во сколько это обошлось, говорить почему-то постеснялись. Страховую стоимость картины в музее также пока не определили, как и не стали принимать дополнительных мер безопасности: в музее и так есть сигнализация и камеры наблюдения.
Посреди презентации картины в музейном зале появился Александр Починок. Улучив момент, зампред перехватил инициативу и вместо музейных работников прочитал собравшимся небольшую лекцию по истории искусства.
— В те времена это был один из хитовых сюжетов! — объяснил он и посетовал, что есть немало несчастных людей, которых не научили правильно понимать искусство.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 44(412) от 01-11-2006
|