Истории любви в красках и звуках
Более четверти века в залах Ростовского музея изобразительного искусства проводится музыкальный лекторий «Музыка и живопись». За эти годы было подготовлено множество замечательных программ. Но искусство вечно и неисчерпаемо. Каждый год бессменные ведущие этого лектория — музыковед Ростовской областной филармонии Лариса Ивановна Кольвах и искусствовед Музея ИЗИ Галина Ивановна Долгушева — находят всё новые и интересные точки соприкосновения музыки и живописи.
На этот сезон все абонементы были раскуплены ещё летом. Его тема — «Истории любви». Только от перечисления великих имён кружится голова: Пушкин и Наталья Гончарова, Брюллов и Самойлова, Моцарт и Констанция Вебер, Львов и Мария Дьякова, Глинка и Анна Керн.
Открыла сезон, может быть, самая романтическая и загадочная история жизни и любви Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.
Тургенев — писатель, Виардо — певица. Какое же отношение к ним имеет живопись? Самое непосредственное — доказала своим рассказом Галина Долгушева. Васнецовские пейзажи средней полосы России, где родился Тургенев, простая русская природа, которую он в детстве видел вокруг себя и которую потом с огромной любовью описывал в своих произведениях, оживали перед глазами зрителей. Портреты Тургенева и Виардо, написанные в разные годы знаменитыми русскими художниками: Репиным, Перовым, Крамским. Эти зрительные иллюстрации дают многое для понимания их жизни и творчества. Сама Виардо писала акварели, увлекалась шаржевыми портретами. Портрет Тургенева, который сделала собственноручно Полина Виардо, даже не портрет, а так, карандашный набросок, сам писатель и многие специалисты считали наиболее удачным и живым. Глаза любящей женщины увидели в нём то, что не удавалось уловить маститым художникам.
Литература и музыка тесно переплелись в жизни этих людей. Живя за границей, Тургенев встречался с Золя, Флобером, Доде. Все они восхищались Полиной Виардо. Для Жорж Санд она стала прототипом её героини в романе «Консуэло».
Великие композиторы посвящали ей свои произведения. Сен-Санс специально для неё написал оперу «Самсон и Далила». И хоть к тому времени Виардо уже завершила оперную карьеру, она на некоторое время вернулась на сцену и пела премьерные спектакли этой оперы во всех европейских столицах. Берлиоз посвятил ей оперу «Троянцы», Гуно — свою знаменитую «Сафо».
Музыкальную тему, её значение в жизни и любви Тургенева и Виардо талантливо раскрыла музыковед Лариса Кольвах.
Романс Абаза на стихи Тургенева «Утро туманное...», как предчувствие его встречи с Виардо, романсы Чайковского «Нет, только тот, кто знал свиданий жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду», «Когда меня не будет» и «Как хороши, как свежи были розы» — это музыкальные иллюстрации жизни писателя, можно сказать, «документальные строки» его биографии. Их вдохновенно исполнили Заслуженные артистки России Надежда Карапетян и Елена Комарова. Артист ростовской филармонии, лауреат премии М.А. Шолохова Фёдор Пряников проникновенно читал отрывки из переписки Тургенева и Виардо. Аккомпанировала Ольга Бударина.
Полина Виардо была ещё и прекрасной пианисткой. Она часто играла вечерами для гостей. Но с особым удовольствием и вдохновением для Тургенева, своего, часто единственного, но самого благодарного, слушателя. Поэтому зал был в восторге, когда, иллюстрируя этот факт, к роялю вышла певица Екатерина Ерёменко и виртуозно исполнила вальс Шопена, любимого композитора Полины Виардо.
1 ноября 2006г., РО.
|