rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мифы и реальность глазами весёлого современника

12931 марта в Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Мир героев. Миф и реальность. Произведения западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа». Эта экспозиция является одной из важнейших частей комплексной культурно-просветительской программы «Эрмитаж — Югу России». Для нашего города это событие, и потому на улице Пушкинской, возле музея, было перекрыто движение. Дежурили противовзрывная служба, ОМОН и милиция. Это и понятно, ценности действительно весомые. Как пошутил представитель Эрмитажа на пресс-конференции: «Охрана очень серьёзная, и потому все картины героев доехали без дырок от пуль».

 Признаться, было жаль духовой оркестр и детей из самодеятельности. Погода была отнюдь не весенней. На открытии присутствовали представители областной администрации и мэр города Михаил Чернышёв.

 Итак, благодаря всесторонне развитой и энергичной женщине, работающей по совместительству Великой Императрицей, мы имеем не только реальную помощь на донской земле, но и духовное наследие. Ведь именно Екатерина II в 1764 году купила коллекцию произведений фламандских и голландских художников (225 картин) у берлинского купца Иоганна Гоцковского. В связи с весомой покупкой пришлось организовать Эрмитаж.

Пока героев современности мы только рисуем, нам остаётся восхищаться изображениями мастеров-строителей мировой истории. Античные герои — боги и полубоги. Физические атлеты, суперумы. Считалось, что герои и после смерти участвуют в жизни людей и помогают им. На выставке можно увидеть самого популярного героя древности, Геракла, во многих ипостасях. Вот, например, Геракл-младенец, наматывающий на руки змей. Римский мастер сделал его для украшения фонтана. А вот уже зрелый Геракл со шкурой Немейского льва. Интересно, древние люди сносили памятники, подобно современникам? Маловероятно. Геракл был так же моден, как у нас некогда Ильич. Александр Македонский даже в походы таскал его статуэтку. Здесь можно увидеть уникальный каминный мех, украшенный резьбой, изображающий поединок Геракла с Лернейской гидрой. На картине «Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса» (автор Виктор Вольфут) изображена древняя пьяная поножовщина, где невменяемого бога войны пытается обуздать стая полуголых тёток и насмерть перепуганный мифический герой.

 В 17 веке Давид Рейкарт нарисовал «Вынужденное бездействие Марса». Марс без войны совсем затосковал. Иоанн Фельпахер изобразил мастерскую художника Апеллеса. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра Македонского. Она, нагая, грустно лежит на диване. Рядом с ней шут. Подле собака выясняет отношения с обезьяной. Художник за мольбертом, а рядом почему-то пузатый Македонский, в красных одеждах, с мечом. Напряжённо контролирует работу художника. Не понравится — наверняка зарежет. Из-за мольберта выглядывает вездесущий Амур с луком, но он не понимает, в кого стрелять. То ли в тётку, то ли в обезьяну? А может быть, ему ещё никого не заказали? На картине Жана-Батиста Реньо похожий на полевого командира кентавр Хирон учит стрелять салагу Ахилла. Художница 18 века, что для женщин той поры было огромной редкостью, Ангелика Кауфман изобразила Венеру, уговаривающую Елену любить Париса. Парис, как и подобает античной деревенщине, стоит рядом и краснеет. Вокруг голубки и опять же этот любовный киллер с луком. Ну что ещё могла нарисовать женщина! А вот Персей рядом с Андромедой пытается на лету замочить морское чудище. На картине Лорана Пешё Пигмалион делает молотком Галатею, а сзади за процессом наблюдают дети. Художник Жан-Батист Ренье наконец-то поженил Персея и Андромеду. А вот Венера греется в кузнице Вулкана. Пришла в гости к кочегару — так сказать «Аллегория огня». А на следующей картине Вулкан уже грязно домогается богиню, впрочем, кто ещё и кого домогается? Надо вспомнить учебники по античке. Куапель изобразил рождение богини любви, понятное дело, это просто вертеп на среднеземноморском курорте. Александр Македонский пришёл в гости к Диогену. Тот, естественно, сидит в бочке. Это напоминает милиционера, проверяющего документы у бомжа.

130Античные герои были без комплексов, а художники прошлых веков не без чувства юмора, надо только присмотреться. Поражают своей роскошью сундуки-кассоны с изображениями сцен из жизни Юлия Цезаря. Умели же тогда делать мебель, не то что нынешние изобретатели шифоньеров. Восхитительны предметы шпалерного ткачества. «История императора Константина», исполненная по картинам великого Рубенса. Шпалера «Коронация Марка Аврелия».

 В следующем зале образцы мелкой пластики, фарфор, амфоры, ювелирные изделия. Каминные часы «Бдение Македонского». Шлем древнего воина со снайперской дыркой на лбу. Есть здесь светильник с изображением ветхозаветного героя Самсона, порвавшего пасть бедному царю зверей. Далее идёт зал более поздних эпох, привязанных к нашей исторической Родине. Здесь бюсты Петра I и Екатерины II, фарфоровая посуда, знаменитый берлинский десертный сервиз из группы трофеев. Я так понял, что все эти тарелки умыкнул завоеватель Наполеон, а потом мы их у него отняли. Потрясает полотно Эртфельта, изображающее сражение испанского флота с кораблями восставшей Голландии в мае 1573 года, во время осады Харлема. Адам Сило увековечил манёвры флота в честь прибытия Петра I в Амстердам. Позолоченные часы Дипнера «Медный всадник». Сколько же они будут на Сотбисе стоить? Наверное, два мешка «Ролексов»? А шкатулка с изображением солдат французской армии на пару «феррари» потянет. Рядом портрет славного правнука великого Алексашки Меньшикова. Рисовали наших героев иностранцы, уважали, после того как мы им шею намылили, и «Бистро» в Парижах пооткрывали. Кстати, в Европе образ героя войны 1812 года М.И. Платова, войскового атамана Донского казачьего войска, стал очень популярен, если не сказать моден. Ещё бы, наши казачки залетали в их трактиры и орали: «Быстро наливай!» «Наливай» — в переводе не нуждается, а «быстро» стало кличкой для всех французских наливаек «Бистро». Уважают до сих пор. Даже французские официанты-лягушатники теперь знают, что такое гардал и холодец. А ведь как могла сложиться история, если бы Наполеон додумался поверх колготок на своих солдат надеть ватные штаны и фуфайки? А теперь я смотрю на картины Франсуа Фламинга, где великий полководец и король Римский в Сен-Клу в 1811 году ещё нетрёпанный и гордый. И как резвятся французские офицеры с барышнями на зелёной лужайке на приёме в Компьене в 1810 году. У них похотливые и уверенные лица. Через пару лет они будут либо лицом в снегу, либо в обмотках по дороге домой. И подхожу я к Козловскому макету памятника генералиссимусу Суворову, и патриотическая гордость переполняет меня. А между тем в Париже опять студенческие волнения. Не хватает им нового Наполеона, ох, не хватает. Выставка замечательная, только жаль, что наших героев значительно меньше, чем «импортных».

5 апреля 2006г., РО.
.