Шедевры из запасников
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка западноевропейской живописи, графики и скульптуры XVII-XVIII веков из собственной коллекции музея.
Представлены картины из эпохи двух стилей — расцвета барокко и классицизма. Удивительно, что эти легендарные ценности искусства сохранились именно в ростовском музее. Так, например, картину Джулио Карпиони «Вакханалии» (девушки-сатирки танцуют, в руках бубны, ноги у них козлиные) владельцы долго не хотели нашему музею продавать, цена не устраивала. Потом продали кому-то, и те, новые владельцы, поставили её на подоконник на всю зиму. Картина потрескалась, стала отшелушиваться краска, и к нам она попала в ужасающем состоянии. Её восстановили в Москве, с большим трудом.
Все сюжеты на картинах можно было видеть на многих античных статуях или саркофагах. Художники тех времён были сильно увлечены античностью и почти все ездили учиться живописи в Италию.
«Барокко» в переводе с испанского языка означает «жемчужины неправильной формы». Этот термин не современен стилю, возник он только в XIX веке. «Классицизм» происходит от латинского classicus — образцовый. Художники-классицисты опирались на творения древних мастеров классической живописи. Оба стиля — плод увлечения в ту пору мифологическими сюжетами. Если барокко в сложном, противоречивом, многоплановом мире природы подчёркивал его динамическую и эмоциональную сторону, его чувственные качества, то классицизм ставил акценты на порядке в этом хаосе, на разуме, борющемся с конфликтами, преодолевающем страсти. Барокко развивает народный, основывающийся на эмоциях, иллюзиях и зрелищности язык. Классицизм, напротив, исходит из требования найти чёткие формы, которые бы подчинялись художественной практике. В XVII веке эти два стиля действуют параллельно, но не равномерно в разных странах. В XVIII столетии классицизм окончательно побеждает. Порядок берёт верх.
Пляшущие сатиры и вакханки, играющие дети, лежащие обнажённые красавицы прежних веков и сейчас волнуют кровь замшелым, опытным коллекционерам. У нас хранится «Сусанна и старцы» (на фото) Питера Пауля Рубенса. Здесь же есть яркие образцы барочной живописи Фландрии. Знаменитые Гаспар Питер Вербюгген Младший «Натюрморт с цветами и птицами», «Амуры и Силена». Приверженцы караваджизма — Маттиа Прети «Игра в кости», «Пейзаж со стадом» Жана Франсуа де Труа.
Впечатлили картины «Аллегория зимы», где кучерявый малец как бы запутывает чёрный и белый шарфы. «Портрет дамы в образе Клеопатры» Ян Де Бан.
На выставке также представлена, ныне уже ушедшая, резцовая графика признанных мастеров: Агостино Караччи, Жерара Одрана, Франческо Пиранези, лучшие работы гравёров мастерской Рубенса, Питера де Белью, Луки Ворстермана и Яна Витдука.
Представлены и скульптуры. Вот, например, сюжет из бронзы «Пьяный Силен», его ведут под руки козлоногие существа. Запомнился огромный стеклянный английский подсвечник, похожий на нашу керосиновую лампу. Он бледно-голубого цвета, цвета чистого песка и воды из штормящего моря. Тяжёлый и мощный осветительный прибор прежних эпох.
Битвы, рыцари, цари, львы и мифологические чудовища сплетены в одном клубке истории и изобразительного искусства. Чем ближе к научно-техническому прогрессу приближались мастера искусства, тем сильнее чувствовался «виртуальный запах фотошопа». Художники стали рисовать, в большинстве своём, технически небрежно, но более фантастично. Времена менялись, однако барокко и классицизм модны всегда и с каждым годом всё дорожают. В коллекции нашего музея есть картины Коровина и Бурлюка, Беккера, Бродского, что делает нашему городу честь. Ростов далеко не последний хранитель исторических ценностей произведений искусства.
9 января 2008г., РО.
|