rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

“Аргументы неделi” о выставке "Искусство или смерть 20 лет спустя"

206В редакцию «Аргументов недели» позвонил читатель, посетивший ростовский Музей современного искусства на Дмитровской. Он рассказал, что на выставке работ товарищества «Искусство или смерть» вместо четырех картин художника-авангардиста Александра Сигутина висят таблички: «Картина снята по требованию епархии». Корреспондент «Аргументов неделi» отправилась в музей, чтобы разобраться в этой ситуации.

Многих посетителей выставки, называющих себя православными, почему-то скандализировали картины Александра Сигутина, обращающегося к религиозной тематике, которые ранее выставлялись в элитных выставочных залах России. Поток верующих ежедневно увеличивался: каждому хотелось лично посмотреть на бесовские полотна и оскорбиться. Кроме рядовых возмущающихся посетителей, приходили несколько человек «из епархии» с требованием снять картины. Правда, никто из них представляться не захотел. Угрожали судебным разбирательством, казаками с нагайками и погромом выставки. Такого агрессивного давления на музей его сотрудники не припомнят. Особенно активно вел себя Сергей Богданов, верующий, в недавнем прошлом художник. В свое время, кстати, он не был принят в товарищество. Он оставил примечательную запись в журнале отзывов, которую стоит процитировать: «Предлагаю русскую рулетку любому из вас во имя Господа Иисуса Христа. За все то, что вы делали в Москве (рубили иконы), молитесь искусству, а я — Господу. И посмотрим, кто останется прав». Разбираясь с поступившей в администрацию области жалобой, музей посетил и заместитель вице-губернатора Александра Бедрика Виталий Брежнев. Чиновник осмотрел экспозицию, но не нашел в ней ничего крамольного.

Вскоре из ростовской епархии пришел отец Никодим, пресс-секретарь владыки. Он настоятельно попросил снять картины Александра Сигутина ввиду их богохульного характера. Директор музея по научной работе Светлана Крузе пошла епархии навстречу. Теперь на месте сигутинских работ вине грешат они против истины по большому счету - скорее, обнажают одну из актуальнейших современных проблем.

Чем же так задевают картины Сигутина чувства верующих? В музейной подсобке мне показали чудные картины Сигутина - и вся настороженность мгновенно исчезла. Конечно, слухи о матерных словах на сигутинских полотнах оказались безосновательными. Эти работы — творческое осмысление традиционных сюжетов и персонажей русских икон.

По словам Светланы Крузе, отца Никодима смутило то, что мазок наложен на лик Спасителя. Действительно, то, что в традиционной иконописи тщательно прорисовывалось, на картинах Сигутина тонет в мазках - преимущественно красно-желто-коричневой гаммы. Но это цветовые, композиционные, тональные пятна. Они имеют определенное художественное значение. Ведь существуют же, например, портреты, где не прописаны глаза, губы...

Мне оказалось близко видение икон Сигутиным. Детское воспоминание: я, близорукий ребенок, стою с бабушкой на службе в храме; запах воска, полупонятные слова священника и золотисто-коричневые пятна икон сквозь подрагивающее пламя свечей. Неужто так смотреть на иконы — богохульство?

А так ли уж хорошо современный человек разбирается в обрядовой стороне православия? Может быть, Сигутин передал именно специфику нынешнего восприятия иконописи и православия вообще. Есть и еще один важный момент в этих работах. Художником ставится под сомнение истинность канонических изображений святых. В иконописи принято (и это имеет строгое религиозное обоснование) писать лики определенным образом, все святые наделяются определенными чертами лица, и сведущий человек никогда не спутает Николая Угодника со святым Андреем.

Но стоит ли полагаться на человеческую память и знания? Пятна на картинах Сигутина - это метафора пятен в истории религии. На его полотнах узнаваемы фигуры, религиозные сюжеты, сохранены нимбы, а мазки напоминают о том, что все человеку знать не по силам, разве что с усилием прозревать. Художник здесь смиренен и скромен. Почему его упрекают в дерзости? Даже Моисею на Синайской горе Господь не являл своего лика.

На выставке осталась работа Сигутина «Десять заповедей», которая представляет из себя десять белых табличек, на каждой — по заповеди. Смысл проекта в том, что библейские слова в современном контексте начинают непривычно звучать, обогащаются новыми смыслами. Особое звучание они приобретают в свете рассказанной истории. Ирония в том, что авангардисты не нарушили ни одной из библейских заповедей, художники даже оказались ближе к ним, нежели обыватели.

“Аргументы неделi” (Юг России) №10(23), четверг 12 октября 2006 года http://krashenitza.livejournal.com/604.html
.