rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КОРМИТЬ ВКУСНО – ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО

222Самовар на 50 литров 1949 года рождения, из которого в советские времена пили чай чиновники облисполкома, стеклянная бутылка из 1907 г. от «т-ва Шустова», сахарница 1912 года – эти и другие любопытные вещицы переносят во времена прошлые. Здесь, в музее общественного питания Ростовской области, легко представить, как раньше питались люди праздные и работящие, какие были столовые приборы, вспомнить, что завтрак школьника в 1980 г. стоил всего-то 15 копеек...

«НЕ ДЛЯ ТОЛЬКО ЗАБАВЫ, НО И ДЛЯ ДЕЛА...»

Считается, что прародителем общественного питания была церковь. Она организовывала питание для монахов, бедных, нищих, паломников. С развитием мореплавания идеей церковных служителей воспользовались люди сметливые. Они стали открывать таверны. Позже появились харчевни. Еда в них не отличалась разносолами, в отличие от кухни особ знатных. Каждое застолье в царских палатах и боярских хоромах сопровождалось шумными беседами и потехами. Борис Годунов «расширил» список подаваемых блюд уже тем, что впервые в России стал устраивать званые обеды. В конце ХVII века Петр I своим Указом «О проведении ассамблей» «облагородил» процесс чревоугодия, узаконив создание русской поварской и кулинарной культуры «не для только забавы, но и для дела». Государственные приемы и пиры стали приобретать европейский стиль, с учетом русских традиций. Блюда были разнообразными и сытными. После традиционного супа, который подносили первым, наступала очередь второго (холодного) блюда из филе говяжьего, шпигованного каштанами, подавались сиги, фаршированные шампиньонами, консоме с кореньями и саго. Второе (горячее) блюдо – цыплята под шпинатным соусом, паштет из рябчиков с трюфелями, жаркое из тетеревов... Обязательным в меню было антреме – «диковинное кушанье». К таким относился горошек зеленый отварной, артишоки, брюссельская капуста. На третье готовились шарлотка яблочная из черного хлеба, крем баварский с мараскином, желе из барбариса, бланманже миндальное. Словом – пальчики оближешь...

223«ПО ВЕЧЕРАМ НАД РЕСТОРАНАМИ...»

– Можно сказать, что общественное питание, как система, сформировалось в конце ХIХ – начале ХХ веков, – рассказывает директор музея общественного питания Ж. Р. Дугинова. – В тот период в крупных городах стали открываться рестораны. Появились они и в Ростове, Таганроге, Азове, Новочеркасске.

В обиходе людей, прислуживающих за столом, стала утверждаться фраза «Кушать подано-с», ставшая классической. Но произносить ее официант учился не на театральных подмостках, а в учебных заведениях, которые открывались в связи с востребованностью поваров, официантов. В этом деле преуспел «водочный король», купец Токарев, построивший в 1907 году в центре Ростова-на-Дону школу поварского искусства и домоводства. Состоятельным людям обучение обходилось в 10 рублей, бедные учились бесплатно. Первый выпуск состоялся в 1912 году. В 1930 году учебное заведение стало школой кулинарного ученичества.

224– В 20-е годы прошлого века в Ростове были популярными такие рестораны, как «Дон» и «Ампир», – говорит Жанна Рубеновна. – «Дон» размещался по переулку Деловой двор (ныне пер. Газетный), а «Ампир» – на углу Семашко и Большой Садовой. После Великой Отечественной войны на его месте был построен Дворец культуры строителей.

«Ампир» был одним из первых ресторанов, который открыл богатый горожанин Чарахчиян. В проеме окна ресторана прогуливающиеся по Садовой ростовчане видели одетого в экзотическую одежду мальчика-негритенка, приглашающего достопочтенную публику в залы ресторана. Как тут было не зайти сюда состоятельным ростовчанам?! По существующей легенде, кухня «Ампира» пришлась по вкусу композитору Сергею Рахманинову.

225А вот кафе Чарахчияна привлекали детей и молодежь. Бабушка моей знакомой рассказывала, что в те годы любимым местом для детей был городской сад. Сюда они приходили в сопровождении воспитательниц-бонн (так их тогда называли), и самым «сладким» моментом для них было, когда кто-то из старших приносил сюда специальные саквояжики с невероятно вкусными пирожными из кафе Чарахчияна. В то время кафе от ресторанов, с их обильной, сытной пищей, отличалось широким ассортиментом кондитерских изделий: сдобными булочками с маком и изюмом, пирожками с мясом, песочным печеньем, бисквитными тортами и пирожными.

В 20-е в Ростове при заводах и фабриках появились первые рабочие столовые. Особое внимание уделялось питанию детей. Тогда же начали строиться фабрики-кухни, одна из них – № 1 – работает и сегодня. Общепит стал завоевывать все большее пространство. В 1934 году вышло постановление Президиума Азово-Черноморского крайисполкома «Об организации ресторанов, кафе и буфетов в г. Ростове».

«ДРУЖБА» – УЖЕ ИСТОРИЯ

Свое место в музее нашли «Поваренная книга» (1928 г.), журнал «Общественное питание» (1940 г.), экземпляр газеты «Советская торговля» (1938 г.)... История общепита представлена в документах и фотографиях. Среди них – памятная табличка «стахановца общепита» (оказывается, и в этой сфере такие были) А. Г. Ельцова, проработавшего в системе общественного питания с 1932-го по 1955 г.

226О кафе и ресторанах Ростова говорят многочисленные экспонаты. Среди них – металлическая сковородка (в ней подавалась яичница-глазунья) и супник под знаменитую «солянку» легендарного кафе «Дружба» – «авторскую» работу известного в Ростове повара Рубена Мнацаканова. Сюда устремлялись, выстроившись в очереди, не только ростовчане, но и наслышанные о «солянке», манных биточках гости города. С «Дружбой» конкурировал ресторан «Восход» (ныне «Люди»), с его фирменными мясными блюдами, которые готовил повар Василий Ступин. Василию Андреевичу приходилось работать «на два фронта»: на «Восход» и завоевывавший все большую славу ресторан «Интурист». Многим ростовчанам нравились и «интуристовские» пирожные, которые пекли в кондитерском цехе при ресторане. В 80-90-е годы кондитерскими изделиями славился и ресторан «Тополя».

– Он был открыт на базе фабрики-кухни №1, – говорит Жанна Рубеновна. – Здесь впервые в городе стали выпускать мини-пирожные и фирменный торт-безе «Тополя». Сегодня продукция фабрики-кухни №1 по традиции реализуется в уличной торговле по Большой Садовой и Газетному. Кстати, у кондитерского кафе «Золотой колос» в то время тоже была своя «визитная карточка» – слоеные трубочки с кремом.

С годами кухня ресторанов, кафе стала меняться. Появились новые продукты, а значит, и новые блюда, дающие простор фантазии поваров. Именно это привлекало известного дирижера (любителя морепродуктов) Владимира Спивакова и писателя-сатирика Александра Шендеровича в кухне ресторана «Олимп». Глядя на их фото, хранящиеся в музее, можно легко догадаться, что ужином они остались довольны.

– Идея создания музея возникла еще двадцать лет назад, – говорит Жанна Рубеновна. – И осуществилась благодаря усилиям Донской гильдии кулинаров и Донского профессионального лицея кулинарного искусства и бизнеса № 79.

Стоит подчеркнуть, что музей общественного питания – единственный в Южном федеральном округе и третий (после Москвы и Санкт-Петербурга) в России.

08.09.2006г., НВ.
.