rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Неизвестные музеи Ростова

231Сейчас в Ростове 38 музеев, о которых мало кто знает. Но они существуют.

Их экспонаты, собранные энтузиастами, могли бы составить экспозицию музея истории города, о котором давно мечтают краеведы и любители старины.

«Не гонись за белым хлебом»

В 1920-е годы в рабочих столовых Ростова висели лозунги: «Хорошо пережёвывай пищу, прежде чем проглотить», «Не гонись за белым хлебом», «Мясо вредно», «Не ешь всухомятку», «Не выходи работать натощак».

Нынче эти лозунги собирает хранительница музея общественного питания Жанна Дугинова. В её музее представлены экспонаты, найденные на кухнях старых столовых и ресторанов. Например, тарелка 1920-х годов из столовой «Красного Аксая» с загадочной надписью по краю «Общественное питание — под объект самокритики».

В те же годы в Ростове было принято постановление о количестве мяса на душу населения. Есть мясо три раза в неделю могли только рабочие вредного производства. Всем остальным категориям граждан выдавали мясо по карточкам лишь раз в неделю.

— А это гордость нашей экспозиции, — говорит Жанна Рубеновна и подводит меня к огромному, 50-литровому, самовару. — Полвека из него наливали чай в столовой исполкома, а потом спустили в подвал. Там-то его и обнаружили создатели музея.

Пару лет назад музей создавала Донская гильдия кулинаров. Расположен он в лицее кулинарного мастерства. Вскоре после открытия здесь появился неизвестный человек со свёртком в руках.

— Я видел о музее репортаж. Вот возьмите, — сказал он и протянул свёрток.

В свёртке оказалось блюдо 1841 года.

— Своё имя пожилой человек отказался назвать, — вспоминает Жанна Рубеновна. — Но рассказал, что блюдо использовалось в московском трактире Осьмушкина, а перед революцией — в ресторане Балтийского вокзала, где служил его прадед. Теперь его семейная реликвия хранится у нас.

Вагон на троих

Гордость музея — паровоз серии «ФД». Иначе говоря, «Феликс Дзержинский». Построенный в 1937 году, он служил в Великую Отечественную и в послевоенные годы.

В 1937 году на этом паровозе машинист Александр Блинов провёл по маршруту состав весом 11 тысяч тонн. Средний вес современных составов всего-то 5–6 тысяч тонн.

Нынче в музее истории СКЖД больше пятидесяти единиц железнодорожного транспорта: паровозы, вагоны, дрезина, первые электрички… Собирать экспонаты для музея 15 лет назад начали члены Всероссийского общества любителей железных дорог — ростовчане В. Бураков, С. Волков и В. Власенко. Они обошли многие депо, выискивая старинную технику.

Результат налицо: наш музей, второй после питерского, — один из самых богатых в России.

До революции в царских поездах были богато убранные вагоны. Например, салон-вагон. В нём ездили министры и прочие чины, а в советское время — партийные деятели. И целый вагон рассчитан на троих. Скажем, министр и два охранника. Поэтому два купе здесь обычных, а одно огромное — с мягкими диванами и просторным туалетом.

Здесь же представлен деревянный вагон каретного типа «Глостер». Его построили англичане в 1869 году по заказу частной (Риго-Орловской) железной дороги. Ни в одной стране мира таких вагонов больше нет. А наш много лет простоял на запасных путях Северо-Кавказской железной дороги.

Как исчезают экспонаты

В Ростове есть музеи кооперации, сельхозтехники, пожарного дела, таможенной службы, милиции, донского спорта, музыкального и драматического театров, истории «Роствертола», «Ростсельмаша», колледжа Седова…

Правда, по словам Зинаиды Булатовой, методиста Ростовского областного музея краеведения, число маленьких музеев постоянно меняется:

— Они ведь существуют на средства, которые выделяет их руководство. И подчиняются не Министерству культуры и даже не городскому Управлению культуры, а своей организации, — говорит Зинаида Михайловна. — Это значит, что если маленький музей закроется, то могут исчезнуть ценные экспонаты.

Да и жалко, когда перестают существовать такие замечательные музеи, как истории донского здравоохранения, телефонной связи и хлеба.

АиФ на Дону, выпуск 50 (710) от 12 декабря 2007 г.
.