Неизвестные музеи Ростова
Сейчас в Ростове 38 музеев, о которых мало кто знает. Но они существуют.
Их экспонаты, собранные энтузиастами, могли бы составить экспозицию музея истории города, о котором давно мечтают краеведы и любители старины.
«Не гонись за белым хлебом»
В 1920-е годы в рабочих столовых Ростова висели лозунги: «Хорошо пережёвывай пищу, прежде чем проглотить», «Не гонись за белым хлебом», «Мясо вредно», «Не ешь всухомятку», «Не выходи работать натощак».
Нынче эти лозунги собирает хранительница музея общественного питания Жанна Дугинова. В её музее представлены экспонаты, найденные на кухнях старых столовых и ресторанов. Например, тарелка 1920-х годов из столовой «Красного Аксая» с загадочной надписью по краю «Общественное питание — под объект самокритики».
В те же годы в Ростове было принято постановление о количестве мяса на душу населения. Есть мясо три раза в неделю могли только рабочие вредного производства. Всем остальным категориям граждан выдавали мясо по карточкам лишь раз в неделю.
— А это гордость нашей экспозиции, — говорит Жанна Рубеновна и подводит меня к огромному, 50-литровому, самовару. — Полвека из него наливали чай в столовой исполкома, а потом спустили в подвал. Там-то его и обнаружили создатели музея.
Пару лет назад музей создавала Донская гильдия кулинаров. Расположен он в лицее кулинарного мастерства. Вскоре после открытия здесь появился неизвестный человек со свёртком в руках.
— Я видел о музее репортаж. Вот возьмите, — сказал он и протянул свёрток.
В свёртке оказалось блюдо 1841 года.
— Своё имя пожилой человек отказался назвать, — вспоминает Жанна Рубеновна. — Но рассказал, что блюдо использовалось в московском трактире Осьмушкина, а перед революцией — в ресторане Балтийского вокзала, где служил его прадед. Теперь его семейная реликвия хранится у нас.
Вагон на троих
Гордость музея — паровоз серии «ФД». Иначе говоря, «Феликс Дзержинский». Построенный в 1937 году, он служил в Великую Отечественную и в послевоенные годы.
В 1937 году на этом паровозе машинист Александр Блинов провёл по маршруту состав весом 11 тысяч тонн. Средний вес современных составов всего-то 5–6 тысяч тонн.
Нынче в музее истории СКЖД больше пятидесяти единиц железнодорожного транспорта: паровозы, вагоны, дрезина, первые электрички… Собирать экспонаты для музея 15 лет назад начали члены Всероссийского общества любителей железных дорог — ростовчане В. Бураков, С. Волков и В. Власенко. Они обошли многие депо, выискивая старинную технику.
Результат налицо: наш музей, второй после питерского, — один из самых богатых в России.
До революции в царских поездах были богато убранные вагоны. Например, салон-вагон. В нём ездили министры и прочие чины, а в советское время — партийные деятели. И целый вагон рассчитан на троих. Скажем, министр и два охранника. Поэтому два купе здесь обычных, а одно огромное — с мягкими диванами и просторным туалетом.
Здесь же представлен деревянный вагон каретного типа «Глостер». Его построили англичане в 1869 году по заказу частной (Риго-Орловской) железной дороги. Ни в одной стране мира таких вагонов больше нет. А наш много лет простоял на запасных путях Северо-Кавказской железной дороги.
Как исчезают экспонаты
В Ростове есть музеи кооперации, сельхозтехники, пожарного дела, таможенной службы, милиции, донского спорта, музыкального и драматического театров, истории «Роствертола», «Ростсельмаша», колледжа Седова…
Правда, по словам Зинаиды Булатовой, методиста Ростовского областного музея краеведения, число маленьких музеев постоянно меняется:
— Они ведь существуют на средства, которые выделяет их руководство. И подчиняются не Министерству культуры и даже не городскому Управлению культуры, а своей организации, — говорит Зинаида Михайловна. — Это значит, что если маленький музей закроется, то могут исчезнуть ценные экспонаты.
Да и жалко, когда перестают существовать такие замечательные музеи, как истории донского здравоохранения, телефонной связи и хлеба.
АиФ на Дону, выпуск 50 (710) от 12 декабря 2007 г.
|