rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Баян умеет дышать

240Жизнь — то скрип мехов, то гармония мелодии. Баян у славян — бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Этот инструмент кажется живым — он ведь умеет дышать.

В Музее Современного Искусства на Дмитровской (Шаумяна) была представлена коллекция редких инструментов. Хотя как-то звучит смешно и противоречиво. Ну, какая это редкость — гармонь в России? Баян, аккордеон, гармонь символизируют нашу страну и популярны в Европе и Америке. Баян нынче в моде. Хотя, впрочем, он из моды и не выходил. Инструмент этот народный, громкий, залихватский, самый громкий из акустических.

Выставку устроил известный педагог, мастер-реставратор баянов и аккордеонов Арутюн Барашьян. Под эгидой Международного музыкального фонда «Гармония» он с товарищами собрал инструменты-раритеты. Здесь есть баян, который пел о победе над фашистами под Сталинградом, баянист Павел Усенко играл на нём перед самим маршалом Жуковым.

Вижу аккордеон с веерообразным грифом, очень хорош. Большинство инструментов ценных — германские. Хотя вот баян из коллекции Тарковского реставрирован мастером Фёдоровым. Аккордеон «Хонер Органола де люкс», изготовленный в 1941 году, принадлежал военному хирургу Евсею Исааковичу Мангейму, он дошёл с нашими войсками до Берлина. Это раритет семьи Мангейм.

• Инструменты фантастической красоты

В музее пожилой мужчина виртуозно играет на баяне.

— Я гармонист, Иван Фёдорович ФОМЕНКО, — говорит музыкант. — Здесь на выставке есть и мои инструменты, я их делаю. Вот моя четырёхголосая гармонь «Русская Аляска», мой баян… Многие из представленных я часто ремонтирую.

— Дорого стоит инструмент?

— Такой, например, 40 тысяч рублей стоит. Гляди, какая планка! Три года делал. Медная, потом хромировал. Вот я человеку делал баян «Корона» и написал на планке «Тебе в радость!». Такую решётку никто не делает, только я. Здесь не каждый поймёт, что на планке написано. Я как-то сделал баян для человека, который живёт в станице Староминской, и там инструмент у него украли на свадьбе. Позже-то я приехал туда случайно и услышал на улице звук моего баяна, мы же, мастера, «свой голос» сразу отличаем. И я пошёл к бывшему хозяину, тот — в милицию. Там говорят: «А как вы докажете, что это тот ваш, украденный?». А я им отвечаю: «На инструменте инициалы хозяина написаны, только я знаю, где они расположены». Жулики не знали. В общем, отобрали мы у них баян.

А вот баян весь в «бриллиантах», то есть сияет камнями бутафорскими, и голубого цвета. Камни сам хозяин налепил и голубой краской покрасил их. Мне такая цыганщина не по душе, у меня классика. Вот мой «Белый айсберг», например. Это тульская фабрика, а вот наша, ростовская. Вот гармонь Фёдорова — очень знаменитый мастер. Мех Коли Нестеренко — лучше него меха никто не делал. Парадокс в том, что «Хофнер» и «Хонер» немецкие баяны теперь делают в Китае. Сейчас же в стране нет мастерских, обслуживать баяны некому. И эти ко мне приносят, я их к работе подготавливаю. Баян — исконно русский инструмент, его изобрёл Нестеров.

• В КГБ — с гармонью

С моей гармонью «Русская Аляска» как-то случились у меня неприятности. Аляска — это была наша русская земля. (Так вот, в 1961 году мы были в двух шагах от третьей мировой войны из-за Аляски — Хрущёв потребовал её возвратить. Мы стали танки приготавливать, уже самолёты в воздухе кружили, но Никита Сергеевич вовремя одумался.) А я гармонь так назвал, за это меня в КГБ при Ельцине и таскали.

С одной стороны гармони я надписал «Русская Аляска», с другой — «Аляска русская», а меха как бы соединяют две части. Кто-то сфотографировал инструмент и донёс «куда надо». Это посчитали провокацией. Пришлось убрать надписи, теперь она «голая». А это вот «Хорьх» — современный аккордеон уже 2000 года.

— Тут я вижу какие-то дополнительные клавиши. Что это?

— Это чистые тона, нет тут бемолей, диезов. Вот работа Стерлигова — знаменитый мастер. В 1828 году он изобрёл аккордеон, потом поляки и немцы перехватили идею.

• Роскошный звук в роскошной оболочке

— Я знаю, что французы в своём шансоне без аккордеона жить не могут… Вижу красивую перламутровую фигурную клавиатуру — не видел такой прежде.

241— Раньше боролись не только за качество звука, но и делали из инструмента внешне произведение искусства. Качество звука было тоже безупречным. А современный «Хофнер» стоит 105 тысяч рублей, но мне эту модель часто на доработку приносят. Она то трещит, то стучит. Понятно сразу, что китайцы делали…

— Вы всю жизнь этим занимаетесь?

— У меня много профессий. Я работал в прокуратуре, в автотранспорте, у меня три разных образования. А баяны — пожизненное хобби.

Сейчас в Ростовской области нет ни одной мастерской, где по гарантии ремонтировали бы эти инструменты. В России было 3880 фабрик баянных и гармонных. И что осталось? Одна Тула и Шуя! Нашу ростовскую баянную фабрику превратили в позор: ящики делает, тару.

— Легендарная фабрика на 45-й линии делала баяны, пианино «Ростов Дон», гитары «Аэлита», «Тоника», «Стела»?

— Да, делала. Хорошо, что ещё хоть в музыкальных школах баяну учат. Значит, баянисты в России не переведутся.

Вот самоучители — это же глупые книжки, по ним же научиться невозможно без наставника. И ещё важно музыканту знать устройство инструмента, из каких пород дерева. Толщина басовой планки должна быть семь миллиметров, а если больше — будет захлёбываться звук. Ох, и громко звучит баян таганрогского знаменитого мастера Бондаренко! Механику я ему делал, а ту, что была там изначально, выбросили. В магазинах инструменты теперь плохие. Я, помню, в Староминской видел одну гитару, на рынке продавали, двенадцатиструнную. Это был сказочный инструмент. Но откуда она, кто сделал — не знаю.

— А Вы концерты даёте?

— Теперь нет, принципиально. Делаю баяны, чтобы заработать. У меня той пенсии — три тысячи с копейками, мне 68 лет. В детстве я ел макуху, кукурузу. Мы с ребятами на полях колоски пытались тайком сорвать и зёрна съесть, а нас военные на лошадях выслеживали. Как даст батогом — и рубашка пополам! Бегом бежали в посадку прятаться. Теперь вот и на старости лет на еду зарабатывать приходится…

Во всём мире звук баяна приносит слушателям радость, рождающуюся за миг. В популярную музыку баян и аккордеон сегодня вошли очень активно: баянисты становятся вровень с волосатыми гитаристами.

Баян — инструмент, который всегда несёт яркую гармонию и мелодию. Он просто генетически выделяется.

Трудно забыть мелодии Фёдора Чистякова, Олега Скрипки. Много лет назад услышал в фильме Кустурицы «Мечта Аризоны» аккордеон, эта мелодия до сих пор возникает у меня в голове, когда откуда-то приходит внезапная радость. Так что наша жизнь — баян. Надо только не прислушиваться к хрипу мехов, а слушать мелодию.

• Справка «РО»

ГАРМОНИКА, ГАРМОНЬ (от греч. — созвучный, стройный, гармоничный) — клавишно-пневматический инструмент. Известны 3 вида гармоники: ручные (в т. ч. аккордеон, баян), ножные (в т. ч. фисгармония), губные.

БАЯН — русская хроматическая гармоника. Имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаще всего диапазон 4-5 октав), на левой — басы (звукоряд одной октавы дублируется в 3-4 октавах) и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды). На левой клавиатуре 5-6, на правой 3-5 (3 — основные, 1-2 — вспомогательные) рядов кнопок. С 1910-х гг. изготавливаются баяны «выборные» (каждая кнопка левой клавиатуры даёт отдельный звук).

АККОРДЕОН (франц. accordeon) — 1) В русской терминологии — название хроматической гармоники с правой клавиатурой (Обычно несколько тембровых регистров). Строение левой клавиатуры такое же, как у баяна. 2) Общее наименование ручных гармоник, принятое за рубежом.

Музыкальный энциклопедический словарь (1990 год)
№24 (759) от 10 июня 2009 года РО
.