Баян умеет дышать
Жизнь — то скрип мехов, то гармония мелодии. Баян у славян — бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Этот инструмент кажется живым — он ведь умеет дышать.
В Музее Современного Искусства на Дмитровской (Шаумяна) была представлена коллекция редких инструментов. Хотя как-то звучит смешно и противоречиво. Ну, какая это редкость — гармонь в России? Баян, аккордеон, гармонь символизируют нашу страну и популярны в Европе и Америке. Баян нынче в моде. Хотя, впрочем, он из моды и не выходил. Инструмент этот народный, громкий, залихватский, самый громкий из акустических.
Выставку устроил известный педагог, мастер-реставратор баянов и аккордеонов Арутюн Барашьян. Под эгидой Международного музыкального фонда «Гармония» он с товарищами собрал инструменты-раритеты. Здесь есть баян, который пел о победе над фашистами под Сталинградом, баянист Павел Усенко играл на нём перед самим маршалом Жуковым.
Вижу аккордеон с веерообразным грифом, очень хорош. Большинство инструментов ценных — германские. Хотя вот баян из коллекции Тарковского реставрирован мастером Фёдоровым. Аккордеон «Хонер Органола де люкс», изготовленный в 1941 году, принадлежал военному хирургу Евсею Исааковичу Мангейму, он дошёл с нашими войсками до Берлина. Это раритет семьи Мангейм.
• Инструменты фантастической красоты
В музее пожилой мужчина виртуозно играет на баяне.
— Я гармонист, Иван Фёдорович ФОМЕНКО, — говорит музыкант. — Здесь на выставке есть и мои инструменты, я их делаю. Вот моя четырёхголосая гармонь «Русская Аляска», мой баян… Многие из представленных я часто ремонтирую.
— Дорого стоит инструмент?
— Такой, например, 40 тысяч рублей стоит. Гляди, какая планка! Три года делал. Медная, потом хромировал. Вот я человеку делал баян «Корона» и написал на планке «Тебе в радость!». Такую решётку никто не делает, только я. Здесь не каждый поймёт, что на планке написано. Я как-то сделал баян для человека, который живёт в станице Староминской, и там инструмент у него украли на свадьбе. Позже-то я приехал туда случайно и услышал на улице звук моего баяна, мы же, мастера, «свой голос» сразу отличаем. И я пошёл к бывшему хозяину, тот — в милицию. Там говорят: «А как вы докажете, что это тот ваш, украденный?». А я им отвечаю: «На инструменте инициалы хозяина написаны, только я знаю, где они расположены». Жулики не знали. В общем, отобрали мы у них баян.
А вот баян весь в «бриллиантах», то есть сияет камнями бутафорскими, и голубого цвета. Камни сам хозяин налепил и голубой краской покрасил их. Мне такая цыганщина не по душе, у меня классика. Вот мой «Белый айсберг», например. Это тульская фабрика, а вот наша, ростовская. Вот гармонь Фёдорова — очень знаменитый мастер. Мех Коли Нестеренко — лучше него меха никто не делал. Парадокс в том, что «Хофнер» и «Хонер» немецкие баяны теперь делают в Китае. Сейчас же в стране нет мастерских, обслуживать баяны некому. И эти ко мне приносят, я их к работе подготавливаю. Баян — исконно русский инструмент, его изобрёл Нестеров.
• В КГБ — с гармонью
С моей гармонью «Русская Аляска» как-то случились у меня неприятности. Аляска — это была наша русская земля. (Так вот, в 1961 году мы были в двух шагах от третьей мировой войны из-за Аляски — Хрущёв потребовал её возвратить. Мы стали танки приготавливать, уже самолёты в воздухе кружили, но Никита Сергеевич вовремя одумался.) А я гармонь так назвал, за это меня в КГБ при Ельцине и таскали.
С одной стороны гармони я надписал «Русская Аляска», с другой — «Аляска русская», а меха как бы соединяют две части. Кто-то сфотографировал инструмент и донёс «куда надо». Это посчитали провокацией. Пришлось убрать надписи, теперь она «голая». А это вот «Хорьх» — современный аккордеон уже 2000 года.
— Тут я вижу какие-то дополнительные клавиши. Что это?
— Это чистые тона, нет тут бемолей, диезов. Вот работа Стерлигова — знаменитый мастер. В 1828 году он изобрёл аккордеон, потом поляки и немцы перехватили идею.
• Роскошный звук в роскошной оболочке
— Я знаю, что французы в своём шансоне без аккордеона жить не могут… Вижу красивую перламутровую фигурную клавиатуру — не видел такой прежде.
— Раньше боролись не только за качество звука, но и делали из инструмента внешне произведение искусства. Качество звука было тоже безупречным. А современный «Хофнер» стоит 105 тысяч рублей, но мне эту модель часто на доработку приносят. Она то трещит, то стучит. Понятно сразу, что китайцы делали…
— Вы всю жизнь этим занимаетесь?
— У меня много профессий. Я работал в прокуратуре, в автотранспорте, у меня три разных образования. А баяны — пожизненное хобби.
Сейчас в Ростовской области нет ни одной мастерской, где по гарантии ремонтировали бы эти инструменты. В России было 3880 фабрик баянных и гармонных. И что осталось? Одна Тула и Шуя! Нашу ростовскую баянную фабрику превратили в позор: ящики делает, тару.
— Легендарная фабрика на 45-й линии делала баяны, пианино «Ростов Дон», гитары «Аэлита», «Тоника», «Стела»?
— Да, делала. Хорошо, что ещё хоть в музыкальных школах баяну учат. Значит, баянисты в России не переведутся.
Вот самоучители — это же глупые книжки, по ним же научиться невозможно без наставника. И ещё важно музыканту знать устройство инструмента, из каких пород дерева. Толщина басовой планки должна быть семь миллиметров, а если больше — будет захлёбываться звук. Ох, и громко звучит баян таганрогского знаменитого мастера Бондаренко! Механику я ему делал, а ту, что была там изначально, выбросили. В магазинах инструменты теперь плохие. Я, помню, в Староминской видел одну гитару, на рынке продавали, двенадцатиструнную. Это был сказочный инструмент. Но откуда она, кто сделал — не знаю.
— А Вы концерты даёте?
— Теперь нет, принципиально. Делаю баяны, чтобы заработать. У меня той пенсии — три тысячи с копейками, мне 68 лет. В детстве я ел макуху, кукурузу. Мы с ребятами на полях колоски пытались тайком сорвать и зёрна съесть, а нас военные на лошадях выслеживали. Как даст батогом — и рубашка пополам! Бегом бежали в посадку прятаться. Теперь вот и на старости лет на еду зарабатывать приходится…
Во всём мире звук баяна приносит слушателям радость, рождающуюся за миг. В популярную музыку баян и аккордеон сегодня вошли очень активно: баянисты становятся вровень с волосатыми гитаристами.
Баян — инструмент, который всегда несёт яркую гармонию и мелодию. Он просто генетически выделяется.
Трудно забыть мелодии Фёдора Чистякова, Олега Скрипки. Много лет назад услышал в фильме Кустурицы «Мечта Аризоны» аккордеон, эта мелодия до сих пор возникает у меня в голове, когда откуда-то приходит внезапная радость. Так что наша жизнь — баян. Надо только не прислушиваться к хрипу мехов, а слушать мелодию.
• Справка «РО»
ГАРМОНИКА, ГАРМОНЬ (от греч. — созвучный, стройный, гармоничный) — клавишно-пневматический инструмент. Известны 3 вида гармоники: ручные (в т. ч. аккордеон, баян), ножные (в т. ч. фисгармония), губные.
БАЯН — русская хроматическая гармоника. Имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаще всего диапазон 4-5 октав), на левой — басы (звукоряд одной октавы дублируется в 3-4 октавах) и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды). На левой клавиатуре 5-6, на правой 3-5 (3 — основные, 1-2 — вспомогательные) рядов кнопок. С 1910-х гг. изготавливаются баяны «выборные» (каждая кнопка левой клавиатуры даёт отдельный звук).
АККОРДЕОН (франц. accordeon) — 1) В русской терминологии — название хроматической гармоники с правой клавиатурой (Обычно несколько тембровых регистров). Строение левой клавиатуры такое же, как у баяна. 2) Общее наименование ручных гармоник, принятое за рубежом.
Музыкальный энциклопедический словарь (1990 год)
№24 (759) от 10 июня 2009 года РО
|