Найденные одежды Глюкли и Цапли
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась выставка «Фабрика найденных одежд».
«ФНО» — это союз двух петербургских художниц, Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой, известных под псевдонимами Глюкля и Цапля. Перед открытием выставки они решили развернуть дискуссию на тему «Феминизм и искусство». Получилась она оживлённой. Повернулись к экрану, на который проецировалось видео «Три матери и хор». За него, кстати, в прошлом году художницы получили премию «Чёрный квадрат». Хор, в котором карьеристка, ортодокс, бабушка, анархист и мальчик Вася — голоса, которые звучат в голове каждой матери, разрывая её на части. Три женщины, три характерных типа: инфантильная мать, мать-карьеристка и всем довольная женщина — каждая рассказывает свою историю. Боль, конфликты, упрёки, советы…
И: «Мамочка моя, ты самая лучшая у меня!»…
— Мы феминистки, — говорит Цапля, — и я, и Глюкля замужем, растим детей (они тоже здесь, бегают рядом, играют со своими тенями на экране — прим. авт.), никогда не подвергались насилию со стороны мужчин. Устремление в проблемное — это и есть выказывание феминистской позиции. Мы работаем уже 13 лет вместе, но помимо этого входим ещё в группу «Что делать?», и там, конечно, есть мужчины. Мы по-разному представляем себе жизнь. Мы, например, всегда ищем в человеке слабость. Нет, мы не хотим преодолеть свой пол. Когда-то считалось, что у женщины нет собственных проблем. Задача была в том, чтобы доказать обратное. А сейчас главная задача — научиться взаимодействовать мужчине и женщине правильно. Где место женщины? Не здесь, — говорит Цапля, показывая руками на плечи, — и не здесь, — указывая вниз. Для нас с Глюклей этого вопроса не существует — мужчины и женщины равноправны.
— Проблема феминизма — не совсем та тема, которая подходит для этой выставки, — считает директор Ростовского областного музея ИЗО Светлана Крузе.
«Феминизм — это ненависть к мужчине. Феминистки — женщины-неудачницы», — говорили одни. «Все женщины — феминистки. Это не наш выбор. Это наш крест», — другие. «Это идеи, побитые молью. Учебное пособие для студентов психологических факультетов», — третьи. Многоголосие без общего знаменателя.
В этом же зале — образцы «платьев» из «Магазина утопической одежды» ФНО — синие халаты для перформанса, платье невесты как невозможность Абсолюта, пиджак уверенного в себе мужчины с вышитыми на кармане словами «I have money», блузка с названием «На гране нервного срыва» с бисерными венами снаружи, другая — с написанными от руки стихами, маленькое платьице — «Детская травма» — с приклеенными пучками волос — разговор о переживаниях и несбывшихся надеждах… Вещи — фрагменты души.
В соседнем зале Музея — фото-инсталляция «Мания Игоря» — показ заблуждения, что между мужчиной и женщиной нет равенства. Написанное на большом белом листе, от руки, письмо Глюкли и Цапли, обращённое к тому самому Игорю:
«… так люди вероятно представляют себе феминизм... у нас в стране думают что это когда женщина сядет верхом на мужчину совсем как на твоих фотографиях… Ну что ж — зато сейчас другие люди посмотрят на это и может быть задумаются» (сохранена авторская пунктуация — прим. авт.).
На выставке гостям предлагали сфотографироваться в позе, выражающей, по их мнению, отношения между мужчиной и женщиной. Женщина верхом, женщина и мужчина, сидящие рядом… Приходите, если хотите открыть в себе что-то новое. Выставка продлится до 15 сентября.
№34 (717) от 20 августа 2008 года РО
|