Пасхальная выставка
В этом году Пасха католическая и православно-христианская совпали. Многие в совпадении дат усматривают божественный знак, указывающий на то, что все христиане должны праздновать Пасху вместе. Символичность этого совпадения указывает на «высший смысл» и гармонию. Но это предположения верующих и в основном деятелей церкви. А что думают по этому поводу современные служители не культа, а искусства? Это тем более интересно, поскольку на рубеже эпох мы оказались свидетелями системного кризиса, повлёкшего изгнание Христа из художественного пространства. Однако молодые художники Ростова не могут в своём творчестве быть равнодушными к религии, которая, по сути, и является первоосновой художественного мастерства.
В музее современного искусства на Дмитровской открылась выставка «Страсти по Юлиану и Григорию». Выставка хотя и не вызвала никаких нареканий верующих людей, но всё же породила самые противоречивые отзывы. Так, например, историк и писатель Юрий Круглов, пришедший на выставку специально из-за работ самобытного и яркого художника Максима Ильинова, сказал:
— Мне уже сорок, и очень интересно, насколько современное поколение верит? Для меня большая трагедия, что моя вера сильно разъедена девяностыми. И мне удивительно, что сейчас ещё кто-то пытается говорить о чём-то серьёзном, не в привычном стёбовом, циничном, отрицающем ключе, а пытается что-то утверждать. Тут есть психологический феномен. Утверждает молодёжь, которая выросла на большой «помойке» духа в конце 80-90-х гг. Это приятно. Ростов всегда порождал темпераментных и талантливых творцов.
Совершенно очевидно, что наши художники не неделю назад взяли кисти и специально к Пасхе нарисовали то, что мы здесь и видели. А следовательно, в их душах живёт вера. Потрясают картины Максима Ильинова: «Страшный суд», «Страдающая цивилизация», «Святой Валаам» — огромный оранжевый человек с маленькой головой, едущий на ослике. На картине Лишневского изображена Святая Троица в небе и на земле, на берегу моря. Художники копируют и повторяют, они ищут новые формы на прежнем классическом содержании. На картине-коллаже «Сеанс связи» Лишневского — Мона Лиза в окружении современных приборов, барометров, вилок, телеграфа и даже гитарных колков. Интересен фотоколлаж Рогова, Черенова и Череновой «Ростов — город ангелов». Старинные дома, а над ними старинные фотопортреты ростовчан прежних эпох. Картина Шагинова «Распятый Христос» — вечный сюжет, что тут ещё можно придумать. Однако интересно цветовое решение. Всё мрачно, коричнево. Интересны работы Тараса Шевченко. На картине «Просветление» лежит, надо думать, просветлённый человек. А может быть, просто ленивый, ибо лень наша — одно из состояний просветлённости. Временами, впадая в благостную лень, мы таким образом имеем возможность осмыслить бессмысленность мирской суеты. Но не стоит путать это состояние с примитивным тунеядством. Интересен принт Кравцова «Духу русскому посвящается». Здесь фотография парамоновских складов у Дона, где любят купаться дети. На фотографии мальчик, парящий в воздухе у деревянной опоры, будто у креста. Вокруг соборы, казаки, молящиеся военные. Компьютерную графику Василевского можно расценивать как иллюстрации к собственным мыслям современного человека, для которого компьютер — воплощение человеческого гения. Особенно впечатляют подписи к картинам, например: «Если бы Бога не было, то его следовало бы придумать».
11 апреля 2007г., РО.
|