rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Артист из «золотого фонда»

22Исполнилось 105 лет со дня рождения Петра Лободы, первым на Дону удостоенного звания «Народный артист СССР».

Талант Лободы радовал и удивлял в каждой новой роли. А сам артист с усмешкой отмечал: «Сыграл более 200 ролей и, представьте, ни разу на сцене не надел фрак».

Кульминацией сыгранного им на сцене был образ деда Щукаря в инсценировке по роману М. Шолохова «Поднятая целина».

Его Щукарю аплодировали зрители Ростова, Москвы, Болгарии и многих городов, где театр побывал на гастролях. А что особо ценно, его приняли земляки Шолохова — вёшенцы! Образ отличался оригинальностью трактовки, которая соединила в себе душевное целомудрие, юмор, иронию и исключительную достоверность, «замешанные» на особом донском колорите. Писатель Анатолий Калинин в день 60-летия артиста написал ему: «…только за одного Вашего Щукаря бесконечно благодарен Вам. А ведь он частица всего Вашего умного и сердечного творчества. Давно уже люблю Вас и Ваш талант, соприкасаясь с которым, всегда испытываешь тревожную радость, обязывающую жить дальше. Хорошо, что Вы живете на донской земле».

Для Петра Лободы путь на подмостки был извилист. Родился в семье железнодорожника. Ему было предначертано продолжать семейные традиции, тем более что в техникуме путей сообщения для детей таких родителей имелись льготы. Но судьба распорядилась иначе. В раннем детстве свела во дворе с Колей Стукаловым, которого потом вся страна узнала как замечательного драматурга и писателя Николая Погодина. Потом, в школьные годы — с Гришей Бояджиевым, бредившим театром и ставшим в итоге заведующим литературной частью Ростовского драматического театра, доктором искусствоведения и автором ряда книг о театре.

Правда, свою трудовую деятельность юному Петру Лободе пришлось начинать в местах, далеких от подмостков. Он пошел работать слесарем на завод «Красный Аксай», т.к. нужно было помогать семье. Начал там посещать кружок художественной самодеятельности. И настолько преуспел, что когда в Ростове был организован ТРАМ (Театр рабочей молодежи), тут же получил приглашение быть его артистом.

В 30-е ТРАМ «гремел» по всему Азово-Черноморскому краю. Гастролировал на Дальнем Востоке. А Лобода сразу обратил на себя внимание ролью Чапаева в спектакле по повести Д. Фурманова. Его за это даже одно время в Ростове звали «наш Чапай»!

Сам Петр Григорьевич позже вспоминал: «…быть может, многое, приводившее в восторг тогда, показалось бы сегодня наивным, но бесспорно другое: в молодежных спектаклях всегда присутствовало нечто, с первого вечера и навсегда завоевавшее зрителя, — неугомонность творческого поиска, пытливость мысли, жажда играть, растить свой театр, нести со сцены юношеский дух времени».

Бывали и курьёзы… Однажды, когда актер возвращался домой, к нему подошли трое. Они потребовали снять часы, пиджак и шикарные брезентовые туфли, начищенные зубным порошком. Но вдруг один вскрикнул: «Это же наш Костя-капитан!!! (Костя — еще одна известная роль Лободы. — Н.П.). Пардон, гражданин актер. Артистов, адвокатов и докторов обижать не полагается. Это наше железное правило»… Вернули все отнятое.

Неудивительно, что одаренного самородка пригласили на работу в ростовскую драму в тот период, когда им стал руководить будущий выдающийся режиссер Юрий Завадский. В театре имени Максима Горького Лобода сыграл большое количество ролей, стал его лидером и служил этому коллективу до последних дней. До сих пор в театрах из уст в уста передают его высказывания, суждения и байки.

К примеру, гастроли Ростовского театра драмы имени Максима Горького в Москве. Сцена Кремлевского театра. Идет утренняя репетиция. Присутствуют ведущие артисты и главный режиссер Ян Цициновский.

Вдруг во дворе театра что-то громко загрохотало. Шум продолжался так долго, что вызвал возмущение режиссера-постановщика.

— Что же это такое? — воскликнул он. На что Петр Лобода невозмутимо ответил: «Привезли наши медали, которыми будут награждать после успешных гастролей в столице!..»

Или другой ставший закулисной классикой перл от Лободы.

В Ростов, в драматический театр приехал драматург Армашот Папаян, который привез свою пьесу «Мир перевернулся». После читки писатель взял слово и начал рассказывать о постановке пьесы в своем родном городе. Для большей убедительности добавил, что в Ереване зрители занимают очередь за билетами с утра, чтобы попасть на вечерний спектакль.

Через некоторое время во двор театра опять въехала грузовая машина, и было слышно, как начали что-то выгружать. Так как это опять же происходило слишком громко, то режиссер будущего спектакля поинтересовался, что это делается за окном? И опять Петр Григорьевич невозмутимо ответил: «Привезли лес. Будут жечь костры, чтобы в Ростове… с ночи занимать очередь за билетами на будущий спектакль».

Петра Григорьевича называли «театральной юностью Ростова», он был и остается одним из тех могикан, которые создавали славу донского театрального искусства.

НВ №615-617 от 26 октября 2012 г
.