rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Вчера была война. Что будет завтра?

36«Наше общество сегодня развращено бескультурьем. И я не знаю, где исцеление», — размышлял в эксклюзивном интервью «АиФ на Дону» человек, которого на Дону вообще-то не требуется представлять: один из самых любимых актёров, обладатель премии «Золотая маска», профессор Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, народный артист СССР, Почётный гражданин Ростова Михаил БУШНОВ.

Почему для спасения культуры, репертуарного театра уже нужен чуть ли не свой нацпроект? Как не спутать любовь с «пустышкой»? В чём счастье? Можно ли надеяться на появление на Дону в обозримом будущем больших молодых актёрских талантов?.. Об этом — наш разговор.

Но так как встретились мы в преддверии великого праздника, заговорили в первую очередь о другом. Ведь 9 Мая Бушнов наденет свой особый светло-серый пиджак с боевыми наградами. И будет вспоминать женщин-лётчиц, горящих в «кукурузниках», наши огромные потери на Миусском фронте… Его призвали в 42-м 18-летним — рядовым в пехоту. А победу встречал уже в Румынии гвардии сержантом.

— Первое, куда я попал, — Миус-фронт в той части, что проходила у донских сёл Покровское, Куйбышево, — уточняет Михаил Ильич. — Что мне помнится о том периоде больше всего? Количество наших погибших… Высоты занимали немцы. Нас было видно как на ладони. У немцев были длинные гранаты с деревянной ручкой — они скатывали их вниз… И всё равно мы брали эти высоты, потом немцы нас сбрасывали, а мы снова их занимали! Не забуду и наших женщин из авиационного полка, по ночам подлетавших на «кукурузниках» близко к земле, выключавших моторы и практически руками бросавших бомбы. А немцы ловили их прожекторами и начинали поливать из пулемётов. И эти очереди пуль искривлялись, как поток воды. Мы внизу, сидя в окопах, молились: «Господи, Господи, пусть она вырвется из их лап!» А девчонки горели в этих своих деревянных, почти картонных «кукурузниках»…

В 43-м году мы наконец-то прорвали фронт и «покатились» по Украине. Так я оказался у Перекопа — Перекопского вала, построенного на 8-километровом перешейке на севере Крымского полуострова. И на этом рубеже наш 1273-й полк застрял с октября 43-го по апрель 44-го года… То было очень сложное время. Мы спустились под землю — вырыли окопы, землянки, днём нельзя было показать даже краешек фуражки, каски, иначе тебя «снимали» немецкие снайперы. Пищу нам привозили раз в сутки — ночью. А ещё однажды за те 6 месяцев нам устроили баню. Была вырыта яма. Каким-то образом из Каркинитского залива доставили воду, вылили её в яму. И я прекрасно помню ту воду — она была тёмно-коричневой, почти чёрной, но это была вода!..

1 апреля в Крыму повалил снег, — продолжает Михаил Ильич. — Он шёл огромными хлопьями! И за ночь накрыл все наши землянки, окопы, норы, где спали солдаты (каждый рыл себе в глине нору, натаскивал сухой травы и в этом «гнёздышке» спал). Выбраться самостоятельно дивизия не могла, раскапывать нас вызвали резерв. И это был один из тех редких случаев обоюдного благородства на той войне, когда противники, наши и немецкие резервы, раскапывавшие своих соотечественников, стояли в 80 — 100 метрах друг от друга, но никто ни разу не выстрелил…

9 мая 44-го мы взяли Севастополь. Впоследствии не раз слышал выражение «подручные средства». Я знаю, что это такое. Нам надо было переплыть тамошнюю Северную бухту и захватить фашистский плацдарм. Немцы подожгли нефтеналивное судно, нефть разлилась по воде и горела. Нам дали приказ: «Переплыть на подручных средствах». Кто-то плыл на бревне, а лично я переправлялся в гробу: на берегу у немцев осталась мастерская по изготовлению гробов для своих погибших.

— Плацдарм мы захватили. За действия в тот день я и получил орден Красной Звезды, — продолжает Михаил Ильич. — А ещё: именно на войне, выступая в полковой и дивизионной самодеятельности, я понял: моя миссия — удовлетворить ожидание этих сотен солдатских глаз. Там окрепло моё желание стать актёром.

Химеры и реальность

— Михаил Ильич, последнее время вы огорчены: мол, есть нацпроекты по поддержке медицины, аграриев и т.д., принимают программы для малого бизнеса, но нет никакой программы по развитию культуры.

— Да. И как нам быть? Конечно, в первую очередь я имею в виду необходимость спасать феномен — российский репертуарный театр и уникальную актёрскую школу. Ведь великий Станиславский взял всё лучшее, он смотрел, как работают выдающиеся актёры, и на этой базе создал свою систему. Но вопрос шире. Один крупный режиссёр, рассуждая о культуре, недавно сказал: «Первое, что мы посещаем, приезжая на гастроли, — туалеты. И по тому, каковы туалеты, мы судим о культуре в том или ином городе, стране». Правильно ли это? Конечно! Ведь культурный человек проявляется во всём. Мы забросили понятие «культура производства». На гастролях в Европе мы, актёры, видим заводы — красивые, покрашенные в сиреневые, голубые цвета. У нас же если это завод, то ЗАВОД, всё ободранное… Культура — это наши деревни, дороги, театры… Хотя и свет в окошке есть. Были выделены губернатором деньги на ремонт Таганрогского драмтеатра. Поезжайте, взгляните: это теперь не здание — игрушка!

— И всё же понятие «культура» — ничто без облика человека, общества. Вы вот жалуетесь, что зритель меняется, он испорчен…

— В действительности я люблю донского театрального зрителя: он очень благодарный. Но если говорить о российском зрителе вообще, об обществе… У меня иногда бывают свободные дни и я остаюсь один на один с телевизором. На нашем ТВ — масса дискуссионных передач, встречаются многие люди. Приходят представители высших интеллектуальных кругов. И никто никому не даёт договорить! НИКТО! За редким исключением. Мы сегодня развращены бескультурьем. После некоторых таких обсуждений человеку надо прийти домой, посмотреть в зеркало и извиниться перед собой. Я уже не говорю об ужасных сюжетах. 10 человек избивали и насиловали девушку, а через пару дней говорят ей: мол, прости, мы были сильно пьяны.

А вообще мне кажется, понятие «культура» очень близко к понятию «совесть». Гитлер говорил подчинённым: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью». Сейчас на слуху дела коррупционеров, матёрых взяточников — эти люди тоже давно перешагнули ту самую химеру.

«Бог дал мне профессию»

— Пару месяцев назад вы мне отказали в интервью, сославшись на то, что подавлены из-за простоя — был отменён спектакль с вашим участием, да и самих этих спектаклей уже не так много, как вам хотелось бы. Получается, главное для вас — работа? В ней и есть смысл жизни человека, счастье?

— Какой сложный вопрос. (Долго молчит). Безусловно, жизнь нас постоянно ограничивает — болезнями, бедами, возрастом. Годы проходят, ты меньше начинаешь играть. (В прошлом году Михаил Бушнов отметил 85-летие. — Авт.). И с этим надо смириться. Хотя смиряться не хочется. Нет, счастье складывается из многого. Профессиональное счастье — если ты состоялся в профессии и можешь что-то дать людям, что-то сделать для них. Счастьем я считаю уже то, что Бог вот так вдруг дал мне мою профессию, ведь мои родители не имели никакого отношения к театру. Я из очень небогатого казачьего рода, отец был бухгалтером. И театральное дело в моей семье на мне и замкнётся: один мой сын — юрист, второй — ас в «начинке» автомобилей. Счастье — это и хорошие отношения с близкими. Несчастье — когда теряешь близких, когда с ними что-то случается.

— Кто-то возразит: вы забыли важный компонент — любовь!

— Отвечу так. За годы жизни я пришёл к неверию во множество любовей, стал бояться ошибочно принять что-то иное за любовь. Но при этом ценю красоту женщины и считаю: чтобы женщина расцвела, надо обращать внимание на то, к примеру, что ей идёт блузка. Даже выходя из троллейбуса, могу сказать попутчице: «У вас очень красивые глаза!» И вижу, как она вспыхивает и благодарна мне за это нормальное мужское отношение.

«Без молодой поросли театру нельзя»

— 35 лет вы являетесь секретарём Союза театральных деятелей России, возглавляете его ростовское отделение. Между тем во многих творческих союзах раскол. Уже заговорили о том, целесообразны ли вообще такие союзы, чем на деле они помогают тем же актёрам.

— Творческие союзы нужны — это однозначно. Российский Союз театральных деятелей возник 130 лет назад как общество вспомоществования актёрам. Дело в том, что в нашем союзе преимущественно актёры, режиссёров меньше. А актёры работают в коллективах. Продукт нашего труда — спектакль, это общее дело. Проблемы же зачастую возникают там, где объединены люди, по роду своей профессии индивидуалисты, — писатели, режиссёры. А индивидуальные претензии — это опасная штука. Станиславский говорил, что надо «любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве». И если действовать в этом ключе, всё с союзами будет в порядке.

А если говорить о материальной помощи со стороны нашего, Ростовского отделения СТД, то всё, что оно имеет, — членские взносы. Этими деньгами мы помогаем при протезировании зубов, каком-то серьёзном лечении, при погребении. Нам приносят квитанцию. И, если наших средств не хватает, просим помощи в общероссийском союзе.

Для чего ещё нужен СТД? В 90-х годах мы отстояли новочеркасский театр, который местные власти собирались закрыть: дескать, нерентабелен. Сейчас работаем над тем, чтобы у Таганрогского Молодёжного театра появилось своё помещение, и добьёмся этого!

— Михаил Ильич, среди ваших учеников Александр Кайдановский, худрук театра имени Горького Николай Сорокин, десятки других имён. А можно ли в ближайшее время ждать появления каких-то новых актёрских звёздочек?

— Ну, во-первых, без молодой поросли театру нельзя. А у «поросли» есть период становления. Что касается совсем «зелёных» ребят, то сейчас в нашем Театре драмы имени Горького идут репетиции премьерного спектакля «Ромео и Джульетта». Ставит его болгарский режиссёр. И в роли Джульетты выйдет молоденькая девочка, в прошлом году окончившая наш филиал университета культуры. Да что она, даже среди первокурсников, с которыми я занимаюсь, есть интересные личности! Так что главное — чтобы не урезали набор на бюджетные места, о чём, увы, поговаривают.

АиФ на Дону, выпуск 19 (783) от 6 мая 2009 г.
.