rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Дон любил всем сердцем

58Сегодня – день памяти народного артиста России Николая Сорокина, актера, режиссера, руководителя Ростовского академического драмтеатра имени Горького. В честь Сорокина артисты играют поставленный им по пьесе Горького спектакль «Васса Железнова»

«Без него донской народ неполный», – перефразируя известную строчку, сказал один из друзей Сорокина. Вот и мы решили добавить еще несколько штрихов к портрету Николая Евгеньевича.

Олег Игнатов, председатель Ростовского регионального отделения Союза художников России:

– Я познакомился с Сорокиным случайно, в поезде, когда не занимал еще никаких должностей, а был просто художник. Сорокин же тогда являлся не только актером, режиссером, худруком, но и депутатом Госдумы. При этом в нем не ощущалось чувства какого-то превосходства над остальными. Общительный, веселый человек.

Сорокин захотел взглянуть на мои работы, они ему понравились, и он предложил мне заняться сценографией романтической постановки в старинном стиле. Но тогда с этим не срослось, а время спустя (я уже стал председателем отделения нашего творческого союза, и мы к юбилею Шолохова организовали выставку всероссийского масштаба) Сорокин снова обратился ко мне с таким предложением. Только теперь речь шла о спектакле «Судьба человека».

Меня поразили репетиции. Чувствовалось, что это – сплоченная команда, и люди, работающие в разных цехах, рады помочь друг другу.

Но самым выдающимся явлением на этих репетициях был Сорокин. Наблюдая за ним, я придумал «Начало» – портрет Николая Евгеньевича, на котором он словно демиург. Еще ничего нет во Вселенной, но он играет на скрипке, и поэтому не может не родиться чудо – будущий театральный спектакль.

Кстати, с «Судьбой человека» театр ездил на различные фестивали и домой возвращался с наградами.

Сорокин был из тех людей, вокруг которых все вертится, вращается, кипит. Этому способствовало его превосходное чувство юмора. Был у него тут свой конек. Когда-то он сыграл роль Сталина и потом блестяще воспроизводил сталинские интонации. Он мог произносить реплики в сталинском стиле и голосом Сталина и в дружеском кругу, и на каких-нибудь совещаниях – для разрядки напряженной атмосферы. Срабатывало! Тем более что делал это Сорокин остроумно и уместно, что свидетельствовало еще и о том, что у него был незаурядный дар психолога.

Тамара Сорокина, вдова Николая Сорокина, художник-гример Ростовского драмтеатра им. Горького:

– Чего он был начисто лишен, так это высокомерного отношения к окружающим. Будучи депутатом Госдумы, Николай Евгеньевич жил на два города: Ростов и Москву. В Москву предпочитал ездить поездом, который прибывал на Казанский вокзал ранним утром. Сорокин спускался в метро и ехал в Думу. Это обескураживало его помощников, которые считали, что ему следовало бы вызывать служебную машину. «Зачем? – удивлялся Сорокин. – Я как только представлю, что бедному водителю надо вставать ни свет ни заря, чтобы доехать до гаража, подогнать машину к вокзалу, и мне сразу становится неловко. Тем более что рядом – отличное метро.

Несколько лет назад сначала в Москве, а потом в Ростове произошли трагические события в молодежной среде, которые вылились в несанкционированные уличные марши. В Ростове с таким маршем множество молодых ребят пришло на Театральную площадь, как раз к нашему театру. Многие в толпе были на взводе, но Николай Евгеньевич смело шагнул им навстречу. Потом он объяснял мне, что страх у него был один: как бы не совершилась провокация, которая привела бы к непоправимым последствиям.

В толпе нашлись люди, которые сразу его узнали и в глазах которых он был человеком, заслуживающим доверия. Ему удалось уговорить участников марша делегировать своих представителей для переговоров с городскими властями и спокойно обсудить ту непростую ситуацию. Диалог проходил прямо в театре, все завершилось благополучно.

Еще случай – совсем маленький и вроде незначительный, но характерный. Наш театр был на гастролях в Воронеже. Однажды мы вышли из гостиницы, и Николай Евгеньевич вдруг сделал шаг в сторону, куда-то пошел, а времени, чтобы добраться до той площадки, где шли наши спектакли, – в обрез. Кричу, что мы опаздываем, а он наклоняется, поднимает с земли разбитую стеклянную бутылку и отправляет ее в урну.

– Вдруг кто-то будет идти в темноте и на нее наступит, – говорит Сорокин. Там было много людей, и все они равнодушно проходили мимо этих осколков. Только он остановился и поднял.

Андрей Ребенков, артист театра («Гоголь-центр», Москва) и кино:

– Хорошо помню тот день, 18 сентября 2001 года, когда цепочка жизненных событий привела меня, выпускника Ярославского театрального института, работавшего после его окончания в Новочеркасском театре, к двери худрука Ростовского драмтеатра имени Горького. И вот я сижу в кабинете Сорокина и слушаю его рассказ о том, какой он видит мою судьбу в этом театре.

Перспективы рисовались хорошие, но я даже представить себе не мог, что о годах работы в Ростове буду вспоминать как о времени своего счастья. Мне завидовала даже жена, когда видела, с какой радостью я собираюсь по утрам на работу. Этот театр стал для меня домом, Николай Евгеньевич Сорокин – вторым отцом.

Он бывал импульсивен, мог накричать на кого-то, но это был не испепеляющий гнев, а отцовский окрик.

Для Сорокина не существовало понятие неурочного времени. В любую минуту к нему можно было обратиться за помощью, и он постоянно хлопотал за кого-то из труппы. Устраивал детей в садик, помогал найти для консультации хорошего врача и т. д. и т. п.

Переехав в Москву, я поразился тому, сколько людей в самых разных столичных театрах знает Сорокина и вспоминает о нем с большой теплотой.

Я горд тем, что могу назвать себя учеником Сорокина. Для меня большая честь, что Кирилл Серебренников доверил мне роль в своем знаменитом спектакле «Мученик», но я понимаю, что обязан этому также и Сорокину. Это его школа (а он был горячим и верным сторонником русского театра переживания, который считал лучшим в мире) позволяет справляться с теми творческими задачами, которые теперь ставят передо мной режиссеры в театре и на съемочных площадках.

Любовь Суркова, тележурналистка (ГТРК «Дон-ТР»), автор и ведущая программы «Провинциальный салон»:

– Однажды Ростовский драмтеатр поехал на гастроли в Болгарию, а вместе с ним и наша съемочная группа. Это было возвращение нашего театра в эту страну после долгого перерыва, и мы собирались снять об этом событии фильм.

Прежде дружба нашего театра с плевенскими зрителями была крепкой, но потом прервалась, много перемен за эти годы произошло в жизни наших стран, словом, мы волновались: пойдут болгары на наши спектакли или не пойдут?

Пошли! В залах – аншлаги и переаншлаги. В последний день гастролей, когда показывали «Невидимые миру слезы» – спектакль, который Сорокин поставил по произведениям Чехова, зал в финале встал и аплодировал особенно громко и горячо.

На Николае Евгеньевиче в тот вечер была какая-то простенькая жилетка, и мы попросили его повременить с выходом на поклон, чтобы нам успеть снять артистов, которые все в старинном, красивом. Но публика так ревела от восторга, что Сорокин не стерпел, вышел на сцену и сказал с видом эдакого простого мужичка: «Вот я все это слушаю и думаю: да никакая НАТА нас никогда не поссорит!»

После этих слов в зале вообще случилось такое неистовство, что едва не поднялась крыша.

А наутро мы были в мастерской болгарского архитектора, одного из создателей знаменитой Плевенской панорамы. Он – востребованный на родине и за рубежом мастер, крутой такой, и все вокруг у него тоже крутое. Я осторожно поинтересовалась, остается ли у него время для посещения театров, и оказалось, что как раз вчера он был на спектакле «Невидимые миру слезы», смотрел и не понимал, как же целых двадцать лет жил без всего этого?

– А потом, – продолжал он, – когда на сцену вышел этот ваш смешной человек и сказал, что никакая НАТА нас не рассорит, у меня почему-то слезы потекли рекой.

Николай Сорокин был личностью колоритной, неординарной. Искренне любил свой театр, казачество, Дон. Я думаю, что вспоминать теплым словом его будут еще долго.

НВ №74 от 26 Марта 2015 г.
.