ГЕРОИ СНИМАЮТ МАСКИ
Между актерами и главным режиссером Академического театра драмы имени Горького назрел серьезный конфликт.
Ростовский драмтеатр лихорадит уже не первый год. Сначала из труппы ушел ведущий актер - Влад Ветров, объяснившись так: «Пока г-н Сорокин держит в театре свою вотчину, мне здесь не место». Место нашлось в Москве, где Ветрова принял «Современник»: сейчас он занят в пяти спектаклях, работает с приглашенным Галиной Волчек Анджеем Вайдой, снимается у Марлена Хуциева, но по-прежнему тоскует по Ростову, приезжая сюда при любой возможности.
Тогда скандальный уход замяли, но сегодня против политики главрежа взбунтовались еще четверо заслуженных артистов России. Первым публично стал в оппозицию популярнейший актер театра Александр СЕМИКОПЕНКО, не обиженный ни главными ролями, ни наградами: «Коллектив гибнет, и происходит это по вине одного человека... правду скрывать уже невозможно, даже если бы и хотелось».
Результат не заставил себя ждать - появилось письмо «несогласных с этим мнением», которое, как в старые недобрые времена, в обязательном порядке предлагалось подписать каждому артисту. По традиции в кабинет главрежа вызывали по одному. Семикопенко, однако, не побоялся высказаться снова:
- Последние спектакли театра Горького - бесконечные штампы. Самому за себя стыдно. Таинство должно быть, а не производство, ведь количество не заменяет качества. Пусть премьер будет немного, но зато каких! Чтобы зритель вышел потрясенным. Чтобы не про актеров говорили, кто больше понравился, а о спектакле! А такое последний раз было на «Бешеных деньгах» Тростянецкого... И смелость моя - от отчаяния и безысходности.
- Когда я посмотрела последние «Брызги», плакать хотелось, - говорит ветеран сцены Майя КАЗАКОВА. - Несколько зрителей, уходя, спросили меня: «Не стыдно?» Но Николай Евгеньевич критики не терпит. Слышит то, что хочет слышать. И когда его называют гением, он это глотает как настоящее... Театр при своем огромном потенциале работает сейчас практически вхолостую. Катастрофическое отсутствие режиссуры.
Не будем голословны: в театр регулярно приглашают иногородних режиссеров. Однако количество, как верно заметил Семикопенко, не всегда переходит в качество. Заявив о визите Романа Виктюка два года назад, руководство неожиданно разменяло его на четырех других постановщиков - с опытом небольшим и результатом посредственным.
- Режиссеров сегодня приглашают по вполне понятному принципу, - утверждает Татьяна МАЛИНОВСКАЯ. - Ни одного хорошего, потому что сразу будет видна планка, о которую мы бьемся головой. Жить так больше не можем. Но от нас мало что зависит. Я другого не понимаю: где город? Почему молчат наши учредители - областная администрация и Министерство культуры? Им что, не хочется, чтобы театр, самый крупный на Юге России, был самым лучшим? Может, он не нужен вообще? Футбольная команда нужна, ипподром нужен, а театр - нет...
- Мы виноваты, что сами выбрали его (в 1987 году труппа выбрала временную коллегию, председателем которой назначили Николая Сорокина. - Прим. авт.), - сокрушается Иван ТЕЛЬНОВ. - Но кто, черт возьми, знал, что мы так ошибались?! Не за себя же обидно, за театр! За традиции, за зрителей. За молодых актеров, которые никогда не работали с хорошим режиссером и которые этого просто боятся! Сорокин сеет в их головах: «Придет другой и всех вас к чертовой матери разгонит». Это положение заставляет молодежь быть угодливой. А с Сорокиным легко найти общий язык - знай нахваливай. Мы задыхаемся от вранья. Театр наш погибает. И если не появится профессионал... крах.
Главный аргумент защитников главрежа: в театр ходят!
- Меня все устраивает, потому что это устраивает нашего зрителя, - сказала актриса Наталья ГОРДИНСКАЯ. - Зритель голосует ногами за наши спектакли.
Но, помилуйте, а как же голова? Ведь опуститься до жаждущих «хлеба и зрелищ» масс куда легче, чем поднять их до уровня той культуры, проводником которой должен оставаться театр. Сегодняшний репертуар «академиков» - это за редким исключением комедии, шоу, сказки, мелодрамы, триллеры и ¬хрестоматийные памфлеты. Есть даже водевиль. Впрочем, и комедию можно поставить так, что публика надолго задумается: «Над чем смеемся?», - а не просто «надорвет животики», как это происходит в нашем случае...
Николай СОРОКИН, комментируя события, упирает главным образом на личные мотивы обвинителей:
- Кто вам сказал, что в театре кризисная ситуация? Это все клевета. Проводятся собрания, делаются замечания по каждому спектаклю, но выслушивать претензии людей, которые просто желают играть роли... Они все пенсионеры, а хотят играть 40-летних. Что касается Виктюка, то он не приехал потому, что запросил с театра 10 тысяч долларов. И потом, мы решили ставить другую пьесу - «Дни Турбиных», приглашаем другого режиссера, Михаила Чумаченко. Для меня «Мастер и Маргарита» сейчас менее актуальны, чем люди чести, понимаете? Человек чести - что в газете, что в театре, что в армии большой дефицит. Вот эти люди, что к вам пришли, - без чести. Им мало репертуара. Хотят, чтобы все время они играли, а у меня еще 40 человек. И ходят сейчас на Шкрабака, на Галкина, на Гординскую, на Королевского и даже на Черноусова! Так что не надо собирать мусор, я вам советую.
P.S. Комментариев к этой противоречивой ситуации мы ждем от областного Министерства культуры.
Когда верстался номер
А вот что стало известно, когда мы дозвонились в Москву - к Роману ВИКТЮКУ:
- Да, я действительно хотел ставить с вашей труппой «Мастера и Маргариту», и я Сорокину все время об этом говорил, но как-то ситуация все не складывалась... Большой гонорар? Я ни-и-и-каких денег не просил! Даю вам честное слово! Вы что там, с ума сошли? Вот я «обожаю» этих людей, которые такую глупость несут. Я вам клянусь здоровьем, выше ничего нет: мы вообще на эти темы не разговаривали. Я ему даже говорил: «Если у вас нет денег на декорации, то я пойду к министру - у Швыдкого буду просить», - понимаете? Даже звука не было о гонораре, ну, товарищи! Я же к вам приезжал уже однажды, бесплатно репетировал. Потенциал труппы сегодня? Были хорошие актеры. Но теперь я не знаю, до чего довели театр, нужно посмотреть. И скажите, если они меня пригласят (конечно, нужно найти время, я ведь «расписан»), я все еще готов приехать!
2004-02-03 «АиФ на Дону»
|