КОМУ ВЛАДЕТЬ?
- Наше появление здесь, мы видим это, многих тревожит. Люди говорят об экспансии Москвы. Но мы не собираемся кого-то притеснять, что-то отнимать. Наша цель: привести в надлежащий вид памятники истории и культуры. Что важно само по себе и увеличивает привлекательность региона для туристов.
Сергей Владимирович Степанов, утверждающий это, - руководитель филиала федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры по ЮФО. Оно же, в свою очередь, входит в структуру федерального Агентства по культуре и кинематографии - то есть ведомства Швыдкого, как говорят в народе.
Сегодня Степанова легче застать в Ростовском драмтеатре им. М. Горького, чем в его официальном офисе. Потому что на нынешнем этапе ремонта театра эта организация выступает заказчицей. Ей важно зарекомендовать себя с лучшей стороны, завоевать доверие, потому что главный вопрос, ради которого она появилась здесь, - о собственности. Кому в ближайшее время будет принадлежать тот же театр им. М. Горького? федерации или области?
Разве не все давно решено? В связи с чем опять всплыл этот вопрос? Тут вот в чем дело. У памятников истории и культуры – разный статус. Есть памятники местного значения - их сохранность и использование в компетенции соответствующих местных властей. Есть, как, например, театр им. М. Горького - федерального. Стало быть, на федеральные средства их и содержать?
Но своевременные ремонт и реставрация памятников истории и культуры и в стабильные советские времена была делом ох каким проблематичным. Что говорить о перестройке и дальнейшем?.. Финансовые потоки из центра либо иссякли, либо текли такими тоненькими ручейками, что и века не хватило бы, чтобы насобирать на реконструкцию памятника...
Зато в эти годы на многие здания со статусом федеральных памятников положили глаз коммерческие структуры. Причем не красотой их чаще пленялись, а, как правило, козырным месторасположением. С тем, чтоб сохранить старинную их красоту, не заморочивались, с легким сердцем сбивали старинный декор и вообще меняли, что захочется, на то, что пожелается.
Так было в масштабах страны, а теперь центр решил навести в этом вопросе порядок. Однако предоставил местным властям выбор; пусть к июлю определятся, берут ли всецело содержание памятников истории и культуры федерального значения на себя или памятник остается в федеральном реестре?
- Допустим, областные власти решили тот же театр им. М. Горького оставить за областью. Значит ли это, что он, признанный талантливейшим образцом российского конструктивизма 20-го века, утратит статус памятника культуры федерального значения? - спросила я у Степанова.
- Нет, статус сохранится. И федеральные структуры будут следить, чтобы с памятником обращались так, как требует его статус. Однако на финансовую
поддержку из центра тогда уже не придется рассчитывать.
При том, что для ремонта и реставрации здания на ближайшие три года потребуется миллионов триста рублей... Замечу, что с 2003 по 2005 годы местные власти выделили на ремонт и реконструкцию театра им. М. Горького около 100 млн. рублей из областного бюджета. Федеральные вливания были куда скромнее. Но в этом году центр обещает прислать около семидесяти миллионов. И дальше - поэтапно - всю требующуюся сумму. Но это, если театр останется в федеральной собственности.
- Хорошо, - захожу я с другой стороны, - а если область откажется от всех прав на здание театра им. М. Горького, не случится ли так, что однажды мы увидим на нем совсем другую вывеску? И театра, по крайней мере, нашей ростовской труппы, в нем уже не будет?
Сергей Владимирович уверил меня, что поскольку здание изначально предназначалось для местного театра, то изменение профиля ему не грозит.
- А не запросит ли центр такую сумму за аренду труппой помещения, что цены на ростовские спектакли подскочат до облаков?
- Помещения, необходимые труппе для постановки спектаклей, будут предоставлены ей в безвозмездное пользование.
Но Агентство не исключает, что часть площадей этого большого здания будет сдаваться в аренду коммерческим структурам. С тем, чтобы вырученные деньги направлять на текущий ремонт театра и реставрацию и ремонт других памятников культуры федерального значения. По словам Степанова, такой опыт уже имеется в Питере.
А потом я задала нескольким ростовским работникам культуры такой вопрос: когда бы они были увереннее в счастливой завтрашней судьбе памятника - при условии, что он всецело принадлежит федеральному центру или если его содержит и им распоряжается местная власть?
Однозначно не ответил никто. И все сказали, что... сами не захотели бы взять на себя бремя ответственности такого решения. Потому что законы в нашем государстве слишком часто изменяются. И потому что слишком много зависит от личности лидера и его отношения к культурному наследию: кто знает, как повернется ситуация через пять, десять, двадцать лет? То, что все памятники не поднять своими, областными силами, - очевидно. Но и как повлиять на центр, если он не будет выполнять то, что сейчас обещает?
В областном министерстве культуры были кратки: «Вопрос обсуждается и прорабатывается».
Скорее всего, от всех расположенных на нашей территории памятников культуры федерального значения местные власти не откажутся. Как вряд ли все их оставят за собой.
Кстати, в списке памятников истории и культуры федерального значения, находящихся в нашей области, - 76 объектов. Среди них молодежный театр, здание городской Думы, университетская библиотека на Пушкинской (особняк Парамонова) в Ростове, комплекс зданий политехнического института. Дом-музей художника Митрофана Грекова, Триумфальная арка в Новочеркасске, Дом Чехова, Музей градостроительства и быта в Таганроге, а также ряд других зданий и монументов в Ростове, Новочеркасске, Таганроге, Новошахтинске, ст. Раздорской, Каменске, Морозовске, а также в Мясниковском, Чертковском и Шолоховском районах, Азове и Старочеркасской.
11 апреля 2007г., НВ.
|