rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

МАЛАЯ СЦЕНА - ГЛОТОК КИСЛОРОДА

86История театра соткана из парадоксов. Если оглянуться на несколько тысячелетий назад и вернуться к истокам искусства театра, то мы узнаем, что первые спектакли игрались (в нашем понятии) на стадионах. Артисты, выходя на орхестру (так называлась сценическая площадка), надевали на себя огромные маски (ставшие позже символом театра), вступали на котурны (обувь, увеличивающая рост) и очень громко вещали трагедии и комедии Аристофана, Эсхила, Софокла и других современных им драматургов. То есть все было величественным, масштабным и большим!

Но прелесть театра - в его общении со зрителями. Поэтому при масштабных формах представления параллельно существовали и камерные, где можно было не кричать, а говорить. Не доносить, а исповедоваться. На мой взгляд, именно тогда и родилась такая форма общения, которую позже нарекли Малая сцена. А тогда ею был обыкновенный маленький... коврик. Его расстилали артисты на площадях и улицах города, дабы показать свои житейские наблюдения и привлечь к своему импровизированному действу всех, кто останавливался около него.

"Коврик" был несовместим с гигантскими амфитеатрами. Его удел - уединенность. Поэтому он позже расстался с гулом улиц и "нырнул" в небольшие зальчики, студийные подвалы и строил себе дом там, где, казалось, ничего нельзя было построить. Заглядывал в кафе, устраивался на старой барже (в Самаре есть такой театр), прекрасно чувствовал себя в небольших комнатах и помещениях, почти лишенных той магической черты, что отделяет сцену от зала. Он "звенел" порой шутовскими бубенцами театральности, но все больше понимал, что создан для того, чтобы дать театру "крупный план" актера, предоставить возможность заняться тончайшими исследованиями человека и мира. Он мог бы сказать о себе (почти цитируя Гамлета), что "чувствует властелином необъятного пространства, даже - если его поместить внутрь грецкого ореха"...

Когда в 1935 г. в Ростове построили (согласно духу времени) самый большой театр в Европе (он вмещал 2200 зрителей), то артистам и публике приходилось приспосабливаться к масштабам этого колосса, прозванного в народе "трактором".

В те же годы в Ростов из столицы командировали замечательного режиссера Ю.А. Завадского, в театральном мире к тому времени уже снискавшего себе титул режиссера-новатора, экспериментирующего в малых пространствах... Он последовательно доказывал в своем творчестве, что митинг и собрание - не главное достоинство в сценическом представлении. Но в 30-е годы эта негромкая аргументация нарушала общую стилистику призывов, цитат и декламации, поэтому именно его и «командировали» осваивать иные сценические формы и объемы.

Завадский не был бы Завадским, если бы только "подчинил" сценическое пространство театра имени Максима Горького, но и сделал так, что по сию пору период пребывания на донской земле называют "золотым веком" Ростовского театра. В феврале 1938 г. в театре был создан и открыт его филиал, то есть то, что мы сегодня называем Малой сценой.

Первым спектаклем была инсценировка романа Н. Островского "Как закалялась сталь" - "Творческий коллектив сумел осуществить под художественным руководством Ю.А. Завадского (режиссеры Бенкедорф, Бродская, Павленко) труднейшую задачу воплощения образов героев романа на сцене, - так откликнулась критика 15 февраля 1938 г. на страницах нашей газеты, которая тогда называлась "Большевистская смена". - Мысли писателя нашли волнующее выражение в этом спектакле, искреннем, правдивом, по-молодому горячем. Спектакль "Как закалялась сталь" - очень значительное явление не только для артистов, но и для зрителей, которые ждут от новой формы общения большого будущего".

Но не всем надеждам суждено сбыться. Уехал из Ростова Завадский. Потом была война. Театр взорвали. До 1963 г. артисты работали в других помещениях. И только в 1979 г. артист театра Владимир Фролов возродил забытую, но так необходимую форму работы. Он вместе с коллегами Ю. Добринским и В. Соколовским самостоятельно создал спектакль "Где твой брат, Авель?" по пьесе Ю. Эдлиса. Они получили высокую оценку (тогда) главного режиссера Юрия Еремина, который и сам "загорелся" такой формой работы. Он поставил три спектакля ("Дом с мезонином" и "Лебединая песня" А.П. Чехова, "Игра в джин" Д.Л. Кобурна) и назвал новое пространство для творческих поисков "Театр 40 стульев".

Проходило время, и на этой сцене появлялись новые Спектакли - "Путь" А. Ремеза, "Скамейка" А. Гельмана, "Он и Она" А. Штейна, "Панночка" Н. Садур и "Ночные забавы" В. Мережко. Правда, последний спектакль из-за большой востребованности пришлось перенести на основную сцену, где он шел не один год.

Сейчас в репертуаре шесть спектаклей - "Честь имею..." Е. Корнилова, "Вниз с горы Морган" А. Миллера, "При чужих свечах" Н. Петрушевской, "Жертва" М. Фратти, "Идеальная пара" В. Ветрова и недавняя премьера "Калифорнийская сюита" Н. Саймона. У каждого спектакля своя история, своя оригинальная форма, необычная манера воплощения.

Как говорят сами артисты, работа на Малой сцене - это и дополнительный глоток свежего воздуха, незаменимый для тех, кто долго страдал от "кислородного голодания".

23 марта 2001г., НВ.
.