Михаил БУШНОВ: «Швыдкой умолял меня спеть ему блатные песни»
Популярный ростовский актер отметил свое 85-летие
21 октября Ростов поздравлял актера Михаила Бушнова. Народному артисту СССР исполнилось 85 лет.
В день рождения квартира Михаила Ильича превратилась в цветник из роз - ему прислали почти 50 букетов. За более чем 60-летнюю работу в театре Бушнова полюбили многие ростовчане и приходят на его спектакли по десять раз. О секрете своего успеха и жизненных установках Михаил Ильич рассказал «Комсомолке» в эксклюзивном интервью.
«Был бардом городской шайки»
- Михаил Ильич, 85 - возраст почтенный. Как вы сами относитесь к этой дате?
- Это, конечно, много. Жалко, что отсчет не идет назад, а все время вперед. Скоро будет 90, а потом - каждый год за три, как в армии. «Мешок» с отрадой, хорошими вестями, здоровьем становится меньше, а «сумочка» с болезнями, расстройствами, нервными думами - тяжелеет.
- А когда друзья стали замечать ваш актерский талант?
- Я ведь начал играть на гитаре в 13 лет, а в 14 стал бардом городской шайки. Они не могли без меня, просто млели. (Поет.)
...Ты подошла ко мне небрежною походкою
И прошептала мне тихонечко: «Пойдем!»,
А поздно вечером споила меня водкою
И завладела моим сердцем и рублем...
- Михаил Ильич, кто вас этому научил?
- Даже не представляю, откуда я знаю столько песен. Когда одна банда похитила меня и спрятала в какой-то подвал, вторая банда освобождала. Мне много раз радио «Шансон» предлагало: «Давайте запишем ваши песни». Еще Михаил Швыдкой, когда не был министром, просил: «Ну, Михаил Ильич! Давайте запишем». А вообще, я бытовой мат ненавижу, он возможен только в исключительных случаях.
«Я - частичка великой страны со всеми ее грехами»
- Иногда вам отводили второстепенные роли. Не было обидно?
- Когда как. Например, в «Интердевочке» мне не дали большую роль, и я сначала обиделся. В этом спектакле я играю 15 минут роль отца, к которому героиня пришла за подписью на разрешение уехать за границу.
- Трудно представить вас в этом образе.
- Да? А я очень люблю такие драматические коллизии, когда человек не знает, что ему делать. С одной стороны, любовь к дочери и радость, ведь он долго ее не видел. С другой - ему нужно попросить у нее деньги. Когда она говорит ему: «Сколько?», он не знает, сколько попросить. Рука дрожит, прежде чем пальцы сложатся в три тысячи...
Правда, успех от размера роли не зависит. Вот, например, я сыграл Прохора из «Тихого Дона». Роль маленькая, всего четыре страницы, а за нее мне дали государственную премию.
- Какая из многочисленных наград вам больше всего дорога?
- Да, у меня много наград. Я горжусь орденом «За заслуги перед Отечеством» и своим званием народный артист СССР. Я - частичка той великой страны, в которой я воспитывался, со всеми ее грехами.
- А что за грехи?
- Неумение малой кровью решать проблемы и трагическая компанейщина. Я имею в виду не только Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича, но и его окружение, которое боялось его и следовало ему.
- Вам не кажется, что это все актуально и сегодня?
- Правильно, правильно, правильно. Но если раньше была боязнь, что тебя выбросят из партии и ты вообще ничего не сможешь сделать, то теперь если тебя выбросят из чего-то, то устроят на что-то другое. Раньше такого не было. Нельзя открещиваться от своей истории и пропадать в бесконечных разговорах - выносить или не выносить Ленина из мавзолея, а брать то хорошее, что было, и использовать. Но, впрочем, вы пришли к актеру, а не к историографу...
«Играешь злого, ищи, где он добрый. И наоборот»
- Вам больше нравится играть царей, чем маленьких людей?
- Я хочу постичь в первую очередь не вождей и аристократов как таковых, просто потому что они сильные мира сего, а их характеры. Ведь у каждого есть душа. Не зря меня называют характерным актером. Готовясь к роли, я изучаю их личные привычки и манеру поведения, пытаюсь понять, почему они так себя вели. У меня идет глубокий умственный разбор пьесы, а потом я стараюсь все это забыть, потому что играть и думать над ролью невозможно.
На сцене зритель должен увидеть уже готовый продукт.
- На какие детали вы обращаете больше всего внимания при подготовке к роли?
- Играешь злого, ищи, где он добрый. Играешь слабого, ищи, где он сильный. Это закон Станиславского. В «Царе Федоре» как раз нужно было искать, где Иван Грозный слаб и чем можно объяснить его жестокость. Читая исторические материалы, я нашел момент, когда царь просыпается среди ночи и садится на кровать, свесив ноги, рядом спит жена. Я представил себе эту картину и понял, что в жизни Грозный был очень одиноким человеком.
- А Ленин?
- Володя воспитывался в хорошей семье, а руки постоянно в карманах держал. Но это же не дворянская штука! Он был дисциплинированным человеком, и когда мама нашла у него папиросы, сказал (Бушнов говорит голосом Ленина): «Мамочка, я бойше куйить не буду!» И не курил. Я очень долго искал, почему он позволяет себе прятать руки в карманы, и выяснил, что однажды во время выступления ему сделали замечание, когда он размахивал руками. С тех пор он стал их прятать и доставал только, когда злился на буржуазию.
- Как вы сами объясняете свой успех?
- Меня ценят за то, что я не задираю нос. Я доступен и прост в общении. Для меня важна зрительская любовь, когда в десятый раз приходят на тебя посмотреть и подпитаться. Меня любят не только как мастера перевоплощений и создателя определенных ролей, но прежде всего как человека, который разговаривает со зрителем. Хотя без ложной скромности должен сказать, что я - хороший актер.
28.10.2008 http://rostov.kp.ru/daily/24188/395905/print/
|