rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Настоящий актёр — как крутой кипяток

100Биографическая справка

Михаил Ильич БУШНОВ родился 21 октября 1923 года в Ростове-на-Дону. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, педагог. Народный артист СССР, лауреат государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», кавалер высшей награды Союза театральных деятелей — золотого значка СТД, почётный гражданин города Ростова-на-Дону, почётный гражданин Ростовской области, профессор. Имеет награды: орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден «За заслуги перед Ростовской областью», военные и гражданские юбилейные медали. Сыграл более 200 ролей на театральной сцене.

21 октября одному из самых именитых актёров Ростова исполнится 90 лет. Уверена, даже без подсказок читатели газеты сразу поняли о ком идёт речь — об артисте Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького Михаиле Ильиче Бушнове.

Новый год — круглый год

За несколько дней до празднования юбилея я побывала в гостях у знаменитого артиста. Прежде чем приступить к беседе, он провёл меня по своей квартире, напоминающей музей, — столько в ней кукол, масок, картин, сувениров и самых разных вещей. Все они, как подчеркнул актёр, подарены поклонниками.

В углу комнаты стоит нарядная новогодняя ёлка. На ней сверкают в свете электрической лампы ещё советские стеклянные игрушки. Михаил Ильич с улыбкой машет рукой и объясняет, что ему сложно каждый раз вынимать ёлку, украшать её, потом снова разбирать и прятать в коробки. Решил, пусть стоит круглый год — и для всех, кто приходит в гости, будет Новый год.

Я любуюсь артистом. Бодрый, энергичный, со сверкающими молодым озорством глазами, Михаил Ильич совсем не выглядит на тот возраст, что указан в его паспорте. Не выглядит он и на 80, и даже на 70 лет. Как будто убегает от времени, и оно никак не может его догнать.

Способ Мюнхгаузена

101Решаем не ходить вокруг да около, а сразу начать разговор с интересного — планов.

26 октября на большой сцене театра Горького будет бенефис народного артиста СССР Михаила Бушнова.

Михаил Ильич, что вы хотите показать нам на своём бенефисе?

— В декабре прошлого года в постановке Николая Сорокина на малой сцене играли пьесу Мухатьярова под названием «В тени виноградника». Для юбилея мы перенесём её на большую сцену, — приоткрывает тайну Бушнов. — А по поводу планов я тебе могу ответить так: актёр может делать задумки согласно своему состоянию здоровья и творческому горению, которое остаётся у него. Но всё решает репертуар. Что касается меня, я играю сейчас в трёх спектаклях. Хочется ещё сыграть трагикомедийную какую-то роль или трагическую, или чисто комедийную. Но уже касающуюся моего возраста, из которого я не могу выпрыгнуть. Когда мне на улице или в жизни на 20 лет скашивают возраст, дают 70, а не 90, это, конечно, приятно. Но 90 есть 90. Поэтому могут быть только «хорошо бы было, если бы...» Хочу я продолжать работать в театре? Да, хочу. Актёр пожилой должен уметь применять способ Мюнхгаузена — сам себя вытягивать за волосы. Он сам должен создавать себе творческое настроение, радоваться жизни, тебе радоваться, что пришла, что газета интересуется. Не для того, чтобы нос задирать, а поделиться опытом.

Каким образом создаёте себе соответствующее настроение?

102— Сейчас у меня волос меньше, поэтому трудно. Я иногда смотрю на свои старые фотографии и думаю: ну ты посмотри, посмотри, сколько волос было! А сейчас сколько осталось. И теперь эти мюнхгаузенские штуки делать сложнее. Вот ты смешной вопрос задала. Значит, вытаскиваю за оставшиеся волосы, за внутренние убеждения или веру в свои силы. Я пытаюсь радоваться каждому событию, каждой погоде, хорошо работающему телевизору. Найти светящуюся точку, зацепиться за неё и вытащить, держа себя за остатки волос. Это внутреннее ощущение, которое не позволяет опускаться вниз.

Будь свободен

Зябко поёживаясь (в квартире довольно прохладно, так как не все батареи греют), рассматриваю стопку фотографий. Вот Михаил Ильич в роли царя Грозного играет в спектакле Алексея Толстого «Князь серебряный», вот он — Ленин в спектакле Михаила Шатрова «Шестое июля», а здесь играет деда Щукаря в «Поднятой целине» Михаила Шолохова. На одном из снимков изображён с гитарой (когда-то играл), на другом — с сигаретой в руке.

Но вы же не курите? — не столько спрашиваю, сколько утверждаю.

Михаил Ильич удивлённо отвечает:

— Почему не курю? Курю. И против спиртного ничего не имею. Не запрещаю себе ничего из того, что позволяет почувствовать полноту жизни.

В подтверждение своих слов вспоминает историю пятилетней давности, когда довелось ему провести 18 часов в одном купе с 60-летним пассажиром поезда:

— Принесли нам обед, я и говорю, мол, несолёная пища. А нам выдали пакетики маленькие с солью. Попутчик отвечает: «А я вообще не ем солёное, возьмите мой пакетик, пожалуйста». Потом нам дают по 50 граммов коньяку, и выясняется, что он не пьёт. Я говорю: «Ну, давайте мне, как раз сто граммов получится». После чего вышел покурить. Тот мужчина знал, сколько мне лет, и то, что я не отказываю себе в удовольствиях, его удивило. Когда мы прибыли в столицу и выходили из вагона, мой попутчик сказал: «Михаил Ильич, вы знаете, я думаю, мне надо пересмотреть свою жизнь».

Бушнов признаётся, что рад, когда благодаря ему люди каким-то образом перерождаются. К этому же он стремится, когда выступает на сцене:

— Я не поучаю, не убеждаю зрителя. Дидактика — это ужасно. Но когда какая-то проблема решается на спектакле (одиночество, свобода и так далее), зритель через мою роль Эзопа понимает, что я в своей роли добиваюсь свободы. И я направляю ему внутренний луч и говорю: будь свободен во всём. В отношениях с начальством, с женой, с детьми. Это великое ощущение — чувствовать себя свободным человеком.

Бушнов актёр и человек

В чём разница между Михаилом Ильичом Бушновым-актёром и человеком? — задаю вопрос артисту.

— Разницы нет, — задумчиво кивает головой Михаил Ильич. — Просто человек Бушнов есть и актёр Бушнов. Я хочу так думать. Общее у нас — глубина доброты, настоящей доброты, как крутой кипяток. Это касается любого актёра. Чем шире душевный набор человека, тем шире, модифицированнее набор его средств на сцене. И в повседневной жизни, где мне приходится выступать одновременно в роли актёра и человека, члена Общественного совета при Управлении МВД России по Ростовской области, когда, к примеру, вместе с начальником ГУВД встречаюсь и беседую с подростками в детских домах, читаю им стихи, вручаю подарки. Так что разорвать нас невозможно.

А давайте представим, что судьба вернула вас в юность. И вам бы пришлось выбирать по новой свою профессиональную стезю. Любую, кроме профессии актёра. На какой бы остановились?

— Об этом не может быть и речи. Без вариантов. Я решил стать актёром на войне, когда принял участие в любительской постановке и увидел восторженные глаза солдат. После службы приехал в Москву, где подал документы сразу в три театральных вуза. Причём меня во все зачислили, таково было моё горячее желание учиться. Но свой выбор я остановил на Щукинском училище, чему очень рад. Потому что актёры именно этой школы умеют играть без амплуа. Хочешь сыграть любовника? Пожалуйста. Врача? Пожалуйста. Армянина? Пожалуйста. Азербайджанца? Пожалуйста.

Михаил Ильич перечисляет роли, и его глаза, мимика, интонации в голосе поразительным образом меняются. Вот он говорит игриво, блестит по-молодецки своими красивыми карими глазами, а теперь произносит слова солидно и строго. Вот он поразительным образом становится похож на дядю Самвэла, у которого я постоянно покупаю фрукты и овощи на рынке, а потом вдруг превращается в старшего брата Абхаят, с которой я дружила в детстве, когда отдыхала на летних каникулах в санатории на Чёрном море. Это похоже на чудо. Удивляюсь. А он объясняет — это называется перевоплощением.

— Актёрская профессия для меня — самая любимая. Она довела меня до 90-летия. И без неё я себя не представляю. И все мои победы, мои герои научили меня страдать, любить, уважать, — подчеркнул в конце беседы Михаил Ильич Бушнов.

На снимке справа: в роли Ленина, спектакль «Шестое июля»; на снимке внизу: в роли деда Щукаря, «Поднятая целина»

«Ростов официальный», № 42 (985) от 16.10.2013  
.