rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

НИКОЛАЙ СОРОКИН БЕЗ ГРИМА И ГАЛСТУКА

103Театр часто сравнивают с храмом, и это, должно быть, верное сравнение, ведь приходящие в него люди получают духовное очищение, а работа в этом учреждении традиционно именуется службой, как у священнослужителей. Но и священнику иногда бывает необходимо снять груз с души, исповедаться. А для этого и существуют журналисты, которые всегда готовы эту исповедь принять, взять интервью, иначе говоря.

В одном из прошлых выпусков «Седьмой столицы» была напечатана исповедь актёра Академического театра драмы им. М. Горького Александра Семикопенко, который поведал нам о нелёгких своих буднях, о проблемах любимого театра, а виновником всех этих неурядиц обозначил своего руководителя, главного режиссёра, народного артиста России и экс-депутата Государственной Думы Николая Сорокина. Сам Николай Евгеньевич не вышел на редакцию для того, чтобы опровергнуть или подтвердить опубликованную статью, и тогда, как истинные миссионеры, мы сами явились к нему в кабинет. Поначалу беседа не заладилась, разгневанный на газету Сорокин осыпал корреспондентов обвинениями, переходил с гулкого театрального шёпота на крик, грациозными прыжками хищника переносился из помещения в помещение. Вооружившись смирением и ласковыми увещаниями, мы послушно следовали за руководителем в надежде на откровенный разговор. И разговор состоялся, утих грозный рык, а собеседник наш оказался вполне контактным, милым человеком, общение с которым может доставить истинное наслаждение. Но поначалу, до того, как наладился душевный контакт с ним, чувствовали мы себя как первые христиане, брошенные на съедение языческому льву. Страшно было.

Укрощение строптивого

Опустив голову и глядя на незваных гостей поверх очков, Николай Евгеньевич тихо спросил:

— Вы когда-нибудь вторгались в чужую семью, в чужой дом, имеющий свои обычаи, свой микроклимат? Нет, я по другому сформулирую вопрос: если бы в семье ваших хороших знакомых произошла беда, несчастный ребёнок сошёл с ума и начал кричать о том, что родители пытаются его зарезать, вы бы тоже об этом репортаж написали?

7С:— Но вы же слышали высказывание о том, что журналист должен говорить о верёвке в доме повешенного. Специфика профессии, ничего не поделаешь.

— Говорите о верёвке, если вам так этого хочется, но я вешаться не стану, не доставлю вам этой радости. Мне не о чем говорить с вами, беседу, если хотите, продолжит мой адвокат. Ведь я знаю, почему ваша газета опубликовала пасквиль на меня. Я знаю о сумме в сто тридцать тысяч, которую вы за это получили, и знаю, от кого пришли к вам эти деньги! Актёр, который дал вам интервью, просто пешка в большой игре, орудие в руках тех, кто думает о том, что я ослаб, потеряв депутатский мандат. Но я знаю и причину вашего нынешнего визита, театр предъявит-таки вашей газете иск о возмещении морального ущерба. Вам об этом донесли, вы испугались, и поэтому вы здесь!!!

7С:— Николай Евгеньевич, мы всего лишь хотим знать истину. Выслушав одну сторону театрального конфликта, хотели бы узнать и мнение другой стороны.

— Никакого конфликта нет в театре драмы, как нет и противоборствующих сторон. Есть проблемы с душевным здоровьем у актёра Семикопенко. Мальчик оступился, ему надо помочь. А вы в помощи не заинтересованы. До этого историю с Ветровым раздували, теперь нашли новую сенсацию. Стыдно, нельзя думать только о деньгах и играть на низменных чувствах читательской аудитории. Нужно же к более высоким вещам стремиться.

7С:— А вы «Брызги шампанского», например, ставите не ради денег, или, может быть, подобные зрелища облагораживают публику?

— Ваш менторский тон совершенно неуместен. Марк Захаров, режиссёр, перед которым я преклоняюсь, говорит, что сейчас в театр идут не за идеями, а за эмоциональным выплеском талантливых личностей. И если талантливая личность поражает ваше воображение, если вы сидите и не можете оторвать глаза от сцены, то, значит, зрелище поставил великий режиссёр. Вот единственный критерий. А Ростов, кроме того — город очень своеобразный, здешняя публика не пойдёт на то, что ей неинтересно и непонятно, даже если там будут знаменитости. Вот недавно привозили к нам спектакль с Чуриковой и целым ансамблем звёзд. Многие боялись, что они нашим постановкам конкуренцию составят. Но я сказал, пусть посмотрят на гостей. И не ошибся, потому что мои постановки по-прежнему собирают залы, а с москвичей публика уходила. Ну не прощают наши люди, когда непонятно.

7С:— Эмоциональные выплески талантливых личностей — это, конечно, хорошо, но отчего же вы так яростно на выплески своих актёров реагируете?

— Да ведь у вас совсем другой случай, вы преступаете моральные нормы, когда даёте в газете непроверенную информацию. Вот, вместе с Семикопенко обвинили меня в том, что я ставлю спектакли, не имея режиссёрского образования...

А я работаю режиссёром уже 16 лет, поставил 60 спектаклей. За меня говорят мои режиссёрские работы, которые пользуются успехом у публики. Зрительский успех — вот высшее доказательство квалификации. Да и много можно привести примеров, когда хороший режиссёр работает без соответствующего диплома. Возьмём Некрошюса, чьи спектакли сейчас выставлены на «Золотую маску». Кирилл Серебренников, популярный в Москве режиссёр, не имеет никакого образования, но на его спектакли идут, и значит, он режиссёр. Кира умеет эпатировать, умеет привлечь публику. Когда мы встречаемся, он всегда говорит: вот тот руководитель, который дал мне дорогу в профессиональном театре. Он ставил спектакли в СТД, в полупрофессиональной студии, а я ему дал «Маленькие трагедии». И если вы посмотрите плёнку с «Маленькими трагедиями», вы увидите, как я там сыграл Сальери. Пусть это нескромно звучит, но все, в том числе и мои недоброжелатели, считают, что я эту роль гениально сыграл.

А те, кто упрекает меня в отсутствии режиссёрского образования — люди, как правило, некомпетентные или излишне озлобленные. Если вам скажут, что вы не журналист, вы что сделаете? Правильно, предъявите статьи, а я предъявляю поставленные спектакли. Мои постановки смотрят, вашу газету покупают, значит, мы талантливые люди.

Брызги Сорокина

...Примирившись на признании талантов друг друга, мы повели беседу в более спокойном ключе…

7С:— И всё-таки театр — это не только место для зарабатывания денег. И публике не во всём нужно потакать, ведь если ребёнка не отучить вовремя от соски, у него и прикус испортится, и даже, говорят, умственное развитие затормозится.

— Вы опять о своём? Поймите, что моя главная задача сейчас — даже не режиссёрская, а педагогическая. Меня наставлял в своё время Михаил Ильич Бушнов, с которым я просидел тридцать лет в одной гримуборной, и я сейчас так же наставляю молодых. Новогодние шоу — это хорошая школа для юных актёров, это своего рода тренинги. Когда в презираемых вами «Брызгах» маленькие девочка и мальчик танцуют дуэт, я вижу, что растут в стенах театра настоящие Ромео и Джульетта, а находящиеся вокруг здоровые дядьки вроде Саши Королевского и Артёма Шкрабака превращаются на их фоне в Тибальда и Меркуцио. Два маленьких существа держат внимание зала. А вы говорите, мол, несовершенство… А «Лебединое озеро» вы видели в нашем Музыкальном театре? Там, что ли, совершенство? Нет. Но у нас стоят на сцене двадцать четыре девочки и работают синхронно, и это очень хорошо для непрофессиональных танцовщиков. И когда у меня в этом шоу, которое вы охаяли, вдруг запел артист, смог взять лирические нотки, в которые я поверил, какая это радость для меня! И пусть потом наш композитор мне говорит, что не очень хорошо поёт артист. Я ему отвечаю: «Замолчи, дитё запело — это главное, не спугни». Мы не можем разбрасываться талантами, сейчас ведь в театр никого не заманишь. Для этого, кстати, и за открытие студии бьёмся.

7С:— Эта та самая студия от Санкт-Петербургского института, в которую ребят набрали летом, а финансирования до сих пор нет?

— Была такая задержка, но вопрос с Министерством уже решён. Деньги пошли из Москвы на Петербург, а в понедельник оттуда к нам поступят, и курс начнёт заниматься.

7С:— Ну что, Николай Евгеньевич, после того, как вы успокоились, перейдём к болевым точкам?..

— Знаете, что меня удручает во всей этой истории? Я всем актёрам как отец, помогаю, чем и как могу, а взамен что? Вот тому же Саше Семикопенко телефон установили, квартиру дали, звание дали. После этого у меня дверь кабинета не закрывалась, Саша мимо бежит — обязательно заглянет, улыбнётся: «Здравствуйте, Николай Евгеньевич! Родной, дорогой Николай Евгеньевич! Как ваше здоровье, Николай Евгеньевич?». На моём бенефисе два года назад, когда губернатор в зале сидел, он орал в мой адрес комплименты, о которых его никто не просил. И самым великим я у него был, и любимым руководителем, и кормчим. А когда он свою новую квартиру осмотрел, то пришёл в такой восторг, что заявился ко мне и говорит: «Николай Евгеньевич, ну если теперь какая сука попрёт на вас, порву ей пасть или проклят буду!».

7С:— Прямо евангельская притча.

— Да-да, один апостол тоже обещал за учителя жизнь отдать, но ещё до третьих петухов отрёкся. Я ему говорю: «Саша, ты обалдел, не говори таких слов. Я не Христос, а ты не Пётр, не надо себя проклинать, сынок, мало ли как жизнь может повернуться». И вот — пожалуйста, как в воду глядел. А начался конфликт с того, что он хотел роль Петра Первого получить, а я не дал, потому что, положа руку на сердце, ну какой из Саши Пётр, фактура же не та совершенно. С этого началось, а дальше обиды накапливаться стали, начал Александр от ролей отказываться под надуманными предлогами, стал бунтовать, баламутить коллектив. Я, конечно, тоже на него сердит, но с пониманием отношусь к его проблемам. В моих новых постановках ему предоставляются прекрасные роли. Вот скоро «Дни Турбиных» запустим, там Саше есть кого сыграть, один персонаж просто идеально ему подходит и по характеру, и внешне.

7С:— Шервинский, наверное?

— Вы ещё бы Мышлаевского назвали, или Алексея Турбина. Что вы, это же настоящие патриоты, люди чести. А вот есть в пьесе такой Тальберг, он прямо как будто списан с нашего героя, умный такой, расчётливый…

7С:— Н-да, любите же вы своих детишек, Николай Евгеньевич. С Владом Ветровым такая же история была, он ведь из-за вас в Москву уехал?

— Я радуюсь успехам Влада на столичной сцене. С ним вообще совершенно другая история. Он, видите ли, выпивал, а пьяный актёр не может выходить на сцену. Ветров как личность, как актёр был мне намного дороже, чем Семикопенко, я в него больше вложил души и сердца, сделал, кстати, ему звание и квартиру, как и Саше. Но, повторяю, он пил. И потом, я как-то сделал замечание его тогдашней девушке, которая тоже играла у нас, и он прибежал ко мне ругаться, потом начал всем рассказывать о том, что его моя охрана побила, хотя у меня нет никакой охраны, да и в любом случае я не посмел бы побить актёра. Но мы всё это пережили, а человек сейчас в Москве, и это для него безусловное благо, потому что Москва дисциплинирует. Там нужно зарабатывать много денег, чтобы выжить, а значит, пить некогда. Там если актёр один-два раза явится на спектакль пьяным, ему сразу укажут на дверь. Я часто бываю в столичных театрах и могу сказать, что алкоголизм уже не актуален, не моден в актёрской среде. Они там на другое подсаживаются, становятся трудоголиками, но ведь это же не плохо совсем.

Большая политика

После того, как Сорокин успокоился, стал он похож не на древнеримского льва, а на вполне домашнего кота средней пушистости. Добродушно щурился, шевелил усами, и казалось, вот-вот замурлычит для создания в кабинете уютной домашней обстановки. А когда вокруг уют и спокойствие, обычно беседуют о погоде или о большой политике. Николай Евгеньевич предпочёл последнее.

— Вы вообще не о том пишете, тоже нашли проблему, артист на режиссёра обиделся. Вот о Саввиди бы написали, как он перекрыл тут выезды, нам молоко и пирожные из-за него не могут подвезти. Побоитесь, небось, на действующего депутата напасть? Саввиди неизвестно зачем в Думу полез, ходит теперь по ней потерянный, никому не нужный… А что теперь с его предприятием будет? Оставил фабрику на барышню, это же не по-мужски. Мне, может быть, тоже хорошие предложения из Москвы поступают, но я же не бросаю театр, потому что люблю его, люблю свой край родной, понимаю, что я здесь нужнее.

7С:— А недоброжелатели утверждают, что вы недавно в столицу ездили, хлопотали о перемене места в партийном списке…

— Я не собираюсь уходить из театра, он важнее политики для меня. А ездил я по другим вопросам. Хотя я могу показать письмо к Грызлову, подписанное многими уважаемыми деятелями культуры, где они просят, чтобы меня передвинули в списке. Но лично мне это не нужно. Политика — она ведь не только в Москве делается, вот, например, у нас сейчас работает украинский режиссёр Морозова, которую Семикопенко в вашем интервью презрительно обозначил как «женщину с Луганьска». Это в тот момент, когда наша страна налаживает дружеские связи с Украиной, когда губернатор подписал договор с Луганской областью. Такие, на первый взгляд, пустяки могут влиять на взаимоотношения между братскими народами.

7С:— А ваша депутатская деятельность принесла театру какую-то пользу?

— Разумеется, возьмите хоть ремонт театра, который сейчас идёт, я выбил на него 6 миллионов из федерального бюджета, ещё 10 нужно выбивать в этом году. Хоть я уже и не депутат, но связи сохранились, и есть возможность пролоббировать интересы родного учреждения. Многие, кстати, возмущаются, почему здание всё в лесах. Нам предлагали закрыть театр на долгий срок и провести ремонт. Но за это время труппа разбежится, и никого не соберёшь потом. Конец театру. Поэтому вынуждены совмещать ремонт с повседневной работой.

7С:— Ваша думская деятельность отмечена ещё и таким странным фактом, как голосование за ввоз ядерных отходов в Россию. Как это вы ухитрились?

— Совершенно откровенно вам всё расскажу. Дело в том, что я же был депутатом-списочником, у нас свободы гораздо меньше, чем у одномандатников. Мы не имели права забирать свои карточки для голосования, они все находились у старшего. Я по многим вопросам не желал голосовать, но мне карточку на руки не отдали. Так было по Закону о земле и по ввозу ядерных отходов. Меня во время голосования вообще не было в Москве, но карточка моя использовалась. Были случаи, когда я, сидя в зале, кнопочку не нажимал, и меня тут же вызывали к Пехтину, лидеру фракции. Очень жёсткая дисциплина была у нас, одномандатникам, конечно, гораздо легче живётся.

7С:— Ваше политическое кредо?

— Мы живём в прекрасной стране, но в последнее время нам остро не хватает людей чести. В Думе как-то произошла история, после которой я возненавидел Хакамаду. На закрытое заседание принесли фотокарточки с телами наших ребят, растерзанных в Чечне. Распоротые животы, кишки вывалены. Я этих пацанов увидел, и у меня слёзы потекли, все снимки перебрать сил не хватило. А Хакамада всё просмотрела с самурайским хладнокровием и говорит: «Это ещё надо доказать». Это они тогда защищали журналиста, который сейчас на «Голос Европы» перебрался и продолжает облаивать Россию.

Вот и у нас тоже некоторые артисты и журналисты думают, а чего это в театре так спокойно жизнь идёт? А давайте-ка встряхнём коллектив, пусть будет сенсация, пусть руководителя, человека с заболеванием сердца, инфаркт хватит. Забавно! Не принимайте на свой счёт, просто накипело...

26 января 2004г., РО.
.