rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

От балагана до академического

109Сегодня мы празднуем 150-летие Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького, который является наследником первых театров города на Дону. Свой юбилей наша труппа отмечает ретропоказом лучших спектаклей, премьерами и бенефисами ведущих актёров театра.

Поскольку описать всю историю театра на страницах одной газетной полосы невозможно, мы решили остановиться на самых любопытных эпизодах из жизни старейшего театра страны.

Как всё начиналось

Впервые появление в Ростове театральных представлений относится к 1838 году. До этого времени зрелища устраивались большей частью в дни ярмарок.

Христофор фон Бок, корреспондент петербургского журнала «Репертуар русского и пантеон иностранного театра», в 1843 году писал о Ростове: «<...> Здесь бывает две ярмарки: одна весною — Вознесенская, а другая осенью — Рождественская. На последнюю пригоняются сюда большие табуны лошадей и гурты рогатого скота из степей придонских и Черномории. Обе эти ярмарки продолжаются по две недели и во время их <...> приезжают сюда балаганные штукари, эквилибристы и комедчики, а также подвижные зверинцы с заморскими животными, оптики и косморамисты».

Гастролёры выступали в наскоро сколоченных сараях на ярмарочных и базарных площадях. Иногда в балаганах выступали и театральные труппы: саратовская, ставропольская, таганрогская (постоянный театр в Таганроге существовал с 1827 года).

Появление в Ростове театральных представлений таганрогской труппы относится, видимо, к 1838 году. Сохранились кассовые книги таганрогского театра, в которых имеется запись об оприходовании 20 сентября 1838 года 1751 руб. 80 коп. серебром от «репрезентации» (представительства, — прим. авт.) таганрогской труппы на ростовской Рождественской ярмарке.

Постановка «Ревизора»

В том же 1843 году Христофор фон Бок писал, что в Ростове-на-Дону существует «построенный для приезда таганрогской труппы и других путешествующих артистов <...> деревянный балаган, принадлежащий купцу Садомцеву. Этот летний театр довольно выгодно помещает всю ростовскую публику. Лож не более 12-ти, кресел до 70-ти номеров, партер и галерея. Сцена устроена также удобно, но без всякого механизма, декорации и костюмы привозятся из Таганрога».

Значительным событием в театральной жизни Ростова была премьера гоголевского «Ревизора», которая состоялась 20 мая 1848 года. Небольшой зрительный зал балагана Садомцева был переполнен.

Едва кончился первый акт, на сцену взбежал городничий (Александр Бобятинский) и стал кричать:

— Кто написал этот пасквиль? Всех в тюрьму упрячу!.. Не позволю продолжать!..

В гоголевском городничем Бобятинский узнал себя.

На сцене все стояли в недоумении. Артист Дорошенко пытался объяснить, что пьеса написана известным писателем Гоголем, что её представляют в столицах, в доказательство даже показал печатную книгу.

— Врёте! Над начальством глумиться изволили?!

В этот момент приехал директор театра, поняв, что происходит, обозвал городничего и прогнал из театра.

Что было дальше, история умалчивает. Но зрители спасли директора театра от кары городских властей. На повторном спектакле, поставленном по настоянию зрителей, театр снова ломился от публики.

После закрытия Садомцевского театра в 1859 году несколько предпринимателей построили временное театральное здание. Оно было деревянным и простояло всего четыре года.

Гайрабетовский театр (1863-1896 гг.)

110«По инициативе губернатора осенью 1862 года несколько богачей (К.М. Гайрабетов, И.И. Грибанов и М.Б. Драшкович) составили театральную дирекцию, — повествует многотомная «История русского драматического театра», — и к весне 1863 года выстроили театр, затратив на постройку «втрое против сметы». В истории этот театр остался как Гайрабетовский, и с него-то и начала отсчёт театральная история Ростова.

В 1864 году на Ростовской сцене выступал знаменитый актёр-негр Айра Олдридж. 18 и 22 августа Олдридж сыграл в Гайрабетовском театре Отелло. Должен был сыграть ещё и Макбета, но сведений об этом спектакле не сохранилось. Приезд «чёрного артиста» вызвал интерес не только в Ростове, но и у театралов соседних городов. Корреспондент «Донских войсковых ведомостей» писал: «<...> Любители из новочеркасской и таганрогской публики поспешили в Ростов и произвели такой заказ на билеты, что местное театральное управление начало продавать приставные кресла по 5 р. серебром, некоторые <...> из приезжих не могли достать мест ни за какие деньги».

Олдридж играл роли на английском языке, его партнёры — на русском. В будке сидели два суфлёра: один подсказывал текст, а другой следил, чтобы актёры вовремя вступали на реплики Олдриджа.

«С первого раза, — продолжает корреспондент, — действительно странным кажется такое сочетание звуков, но когда войдёшь во вкус и начинаешь понимать, хотя бы по ходу действия всё то, что говорит Отелло, то решительно забываешь, что он говорит на непонятном языке».

Асмоловский театр (1883-1920 гг.)

Находился на Таганрогском проспекте (ныне Будённовский) на месте нынешнего рынка «Новый быт». В 1882 г. владелец табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). Обойдя монополистов-конкурентов — наследников купца К.М. Гайрабетова, совладельцев дряхлого деревянного театра неподалёку, — с асмоловской фирменной хваткой взялся за работу.

Уже неотъемлемой частью города сделалось нарядное здание в самой низине Таганрогского проспекта. По внешнему виду оно варьировало эклектический стиль, захвативший тогда Россию; много строили в этом стиле и в Ростове. Асмоловский театр имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Праздничность, весёлость ему придавала прихотливая композиция на фасаде проёмов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов, вставок.

Очень к лицу театру был навес над парадным подъездом на фигурных чугунных устоях. Они вообще украшали город, эти навесы, ныне повсеместно сломанные, даже там, где здание сохранилось. Помимо непосредственно практической цели — дать укрытие людям в дождь и снег, они подчёркивали парадность входа, делали внешность дома завершённой, цельной, уравновешенной. Без них домам явно чего-то не хватает, это чувствуешь, даже если не держал в руках старых фотографий.

(Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону)

Театр-цирк купцов Машонкиных (1906-1942 гг.)

В конце девяностых годов XIX столетия купчиха Машонкина выстроила деревянный цирк-театр (ныне на этом месте цирк) и сдала его в аренду предпринимателю М.Н. Злобину. Здание цирка-театра было настолько огнеопасным, что когда Злобин, «желая установить в цирке паровой котёл для отопления и электрического освещения», обратился за разрешением к городским властям, в просьбе ему отказали.

Стройка 30-х

111В Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два экспоната: макет храма Василия Блаженного и нашего театра имени М. Горького.

В конце 1920-х стало окончательно ясно, что ни одна ростовская сцена (а их было более 10!) не годится для масштабных постановок. Городской совет признаёт «состояние театрального дела в Ростове совершенно катастрофическим». И принимает решение построить особое здание. Объявили всесоюзный конкурс, в котором приняли участие 25 авторов. Первую премию присудили профессору Бархину, но потом что-то не сложилось, и театр строился по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, представивших свой проект вне конкурса.

Пока возводился «трактор», городской театр, который стал называться Большой драматический, занял театральное помещение, построенное в 1906 году купчихой Машонкиной на месте нынешнего цирка. 26 сентября в Большом театре состоялся торжественный вечер, посвящённый 40-летию литературно-общественной деятельности М. Горького. Тогда же было объявлено постановление Ростовского горсовета: «принять предложение Союза писателей и присвоить вновь строящемуся театру имя М. Горького».

П.Л. Вульф (Из книги «В старом и новом театре»)

Ранней весной (1936 г.) театр Завадского переехал из Москвы на работу в Ростов-на-Дону... Роскошное, только что выстроенное здание театра потрясло нас всех. Театр-гигант стоит на главной улице Ростова, высоко над Доном, и окружён парком.

Увидя театр, я остолбенела от изумления: «Это чудо, настоящее чудо! Ещё так недавно, кажется, когда я уезжала из Ростова, здесь были пустырь, глушь и вдруг... чудесный парк, в центре которого грандиозное здание... Как в сказке...»

Ростовский театр имени Горького дал мне много отрадных минут. Настоящий художник, большой мастер Ю.А. Завадский создал в театре творческую атмосферу, в которой легко и радостно было трудиться...

Николай Мордвинов, народный артист СССР (Из книги «Век театральной культуры»)

Так мне дороги воспоминания о бурных годах творчества, которыми мы жили в театре имени Горького. От всего сердца желаю коллективу художников сцены больших побед, достойных прекрасных стен ожившего для новой жизни театра.

Фото Василия Редько и их архивов редакции
«Ростов официальный», № 41 (984) от 09.10.2013
.