Театр гражданских действий
Бывают даты шумные, триумфальные, с речами и митингами, плавно переходящими в тосты и брызги шампанского. А бывают негромкие, о которых прежде всего помнят те, кто временем и судьбой был связан с «юбилярами». Так и в нашем случае. Александр Григорьевич Шапошников, сейчас пенсионер, а прежде инженер-строитель, пришел в редакцию с предложением: я хочу рассказать, как шло восстановление театра им. М. Горького, потому что сам проработал на этой стройке пять с половиной лет - с 1956 по 1961 годы. А второе рождение театра состоялось в ноябре 1963 года - скоро будем праздновать круглую дату. И мы поехали на Театральную площадь, туда, где какие-ни-будь сто лет назад пролегала нахичеванская межа и бойкие девушки убирали здесь... лен. Но наступил двадцатый век, время мчалось стремительно, и его бульдозер разровнял «сельхозугодья», предоставив новой эпохе возможность оставить здесь потомкам свое понимание сути происходящего. В 1935 году было построено здание театра, своими масштабами и архитектурным замыслом (Гольфрейх и Щуко) подчеркивая и утверждая новый социальный строй.
- Посмотрите, как отчетливо конструкция театра напоминает трактор, - Александр Григорьевич и я стоим пока у здания Северо-Кавказской железной дороги. Подходим к театру, и он продолжает: - Сюда меня в детстве приводила мама (я родился в Нахичевани). Сядешь на плиты, что возле лестниц, - и катишься. А потом - война. В 1943 году фашисты взорвали театр изнутри, а ведь сцена и зрительный зал тогда были самыми большими в СССР. Когда, совсем мальчишкой, я пришел на стройку, то не знали, с чего начинать: груды кирпича, обломки металлических конструкций... Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают, хотя восстанавливать такое сооружение было неизмеримо сложнее, чем строить заново, потому что трудно было применять механизмы, нужно было «перекраивать» сам технологический процесс. Проект восстановления (главный инженер проекта - М. Кюрюньян), который был выполнен ростовским архитектором Разумовским (это имя запомнил А.Г. На самом деле авторов проекта трое - В.Н. Разумовский, Н.Н. Семененко, В.В. Леонтьев – Прим. ред.) внес большие коррективы в организацию «внутреннего пространства» здания - возникла конструкция «театр в театре» - зал, сцена были существенно «сокращены» в объемах. Думаю, это пошло, в итоге, на пользу зрителям - улучшилось не только их «самочувствие» (уют - вещь для театра необходимая), но и акустика здания.
Да, но все же вернемся к тому времени, когда бригада Виктора Парагина из УНР № 612 вручную стала разбирать завалы, выбирать тысячи кубометров грунта, укладывать тысячи кубометров бетона. Среди первых лопат бетона с монеткой на счастье есть и моя. Позже на стройке стали работать три башенных крана (один прямо в зрительном зале), но все же работа по восстановлению иногда напоминала возведение египетских пирамид: сборные железобетонные плиты перекрытий доставлялись на проектные отметки (а это 10, 20, даже 30 метров) почти вручную - сегодня это звучит дико, но так было. Сохранившийся корпус здания не давал возможности применить технику. Прекрасные люди возрождали театр: начальники УНР №№ 612 и 114 Стоянов и Макаровский, руководитель пускового комплекса Тарле, прорабы Беляев, Зарифьян, Боборыкин, Москалик, бригадиры Паракин, Морозов, Кижикин, Корчиков, Андрианов, Офицеров и многие другие, в том числе и будущий актер этого театра Александр Габ. Не все дожили до нынешнего юбилея, но каждый совершил настоящее гражданское деяние, восстанавливая театр, без которого Ростов теперь и не представишь. И хочется сказать еще вот о чем. Когда-то, по первоначальному замыслу, все сооружения театра: верхние и нижние галереи, остекленные лестничные марши, цокольный этаж – были функционально связаны с главным корпусом. Огромное количество зрителей нужно было во время антрактов «рассредоточить». Сегодня все эти помещения практически пустуют. И это жаль, учитывая дефицит городских полезных площадей. Стоит помечтать и пожалуйста – театр превращается в городской культурный центр: «культурологическая» библиотека, компьютерный и видеозалы, экскурсионное бюро, своя картинная галерея, даже оранжерея экзотических растений, студенческие летние артистические кафе – здесь могли бы выступать молодые музыканты…
Мы стали прощаться. Александр Григорьевич заспешил домой: «Жена волнуется. Кстати, познакомились мы в парке, вот здесь, рядышком, возле мединститута. А эти ели были совсем еще «зелеными», когда я начинал здесь работать». Каким деятельным романтизмом наполнены дни тех, кого привычно называем мы «ветераны», т.е. люди, долго проработавшие на каком-либо поприще». Все же возраст – это состояние души.
24 октября 2003г., Молот.
|