rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Театр гражданских действий

133Бывают даты шумные, триумфальные, с речами и митингами, плавно переходящими в тосты и брызги шампанского. А бывают негромкие, о которых прежде всего помнят те, кто временем и судьбой был связан с «юбилярами». Так и в нашем случае. Александр Григорьевич Шапошников, сейчас пенсионер, а прежде инженер-строитель, пришел в редакцию с предложением: я хочу рассказать, как шло восстановление театра им. М. Горького, потому что сам проработал на этой стройке пять с половиной лет - с 1956 по 1961 годы. А второе рождение театра состоялось в ноябре 1963 года - скоро будем праздновать круглую дату. И мы поехали на Театральную площадь, туда, где какие-ни-будь сто лет назад пролегала нахичеванская межа и бойкие девушки убирали здесь... лен. Но наступил двадцатый век, время мчалось стремительно, и его бульдозер разровнял «сельхозугодья», предоставив новой эпохе возможность оставить здесь потомкам свое понимание сути происходящего. В 1935 году было построено здание театра, своими масштабами и архитектурным замыслом (Гольфрейх и Щуко) подчеркивая и утверждая новый социальный строй.

- Посмотрите, как отчетливо конструкция театра напоминает трактор, - Александр Григорьевич и я стоим пока у здания Северо-Кавказской железной дороги. Подходим к театру, и он продолжает: - Сюда меня в детстве приводила мама (я родился в Нахичевани). Сядешь на плиты, что возле лестниц, - и катишься. А потом - война. В 1943 году фашисты взорвали театр изнутри, а ведь сцена и зрительный зал тогда были самыми большими в СССР. Когда, совсем мальчишкой, я пришел на стройку, то не знали, с чего начинать: груды кирпича, обломки металлических конструкций... Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают, хотя восстанавливать такое сооружение было неизмеримо сложнее, чем строить заново, потому что трудно было применять механизмы, нужно было «перекраивать» сам технологический процесс. Проект восстановления (главный инженер проекта - М. Кюрюньян), который был выполнен ростовским архитектором Разумовским (это имя запомнил А.Г. На самом деле авторов проекта трое - В.Н. Разумовский, Н.Н. Семененко, В.В. Леонтьев – Прим. ред.) внес большие коррективы в организацию «внутреннего пространства» здания - возникла конструкция «театр в театре» - зал, сцена были существенно «сокращены» в объемах. Думаю, это пошло, в итоге, на пользу зрителям - улучшилось не только их «самочувствие» (уют - вещь для театра необходимая), но и акустика здания.

Да, но все же вернемся к тому времени, когда бригада Виктора Парагина из УНР № 612 вручную стала разбирать завалы, выбирать тысячи кубометров грунта, укладывать тысячи кубометров бетона. Среди первых лопат бетона с монеткой на счастье есть и моя. Позже на стройке стали работать три башенных крана (один прямо в зрительном зале), но все же работа по восстановлению иногда напоминала возведение египетских пирамид: сборные железобетонные плиты перекрытий доставлялись на проектные отметки (а это 10, 20, даже 30 метров) почти вручную - сегодня это звучит дико, но так было. Сохранившийся корпус здания не давал возможности применить технику. Прекрасные люди возрождали театр: начальники УНР №№ 612 и 114 Стоянов и Макаровский, руководитель пускового комплекса Тарле, прорабы Беляев, Зарифьян, Боборыкин, Москалик, бригадиры Паракин, Морозов, Кижикин, Корчиков, Андрианов, Офицеров и многие другие, в том числе и будущий актер этого театра Александр Габ. Не все дожили до нынешнего юбилея, но каждый совершил настоящее гражданское деяние, восстанавливая театр, без которого Ростов теперь и не представишь. И хочется сказать еще вот о чем. Когда-то, по первоначальному замыслу, все сооружения театра: верхние и нижние галереи, остекленные лестничные марши, цокольный этаж – были функционально связаны с главным корпусом. Огромное количество зрителей нужно было во время антрактов «рассредоточить». Сегодня все эти помещения практически пустуют. И это жаль, учитывая дефицит городских полезных площадей. Стоит помечтать и пожалуйста – театр превращается в городской культурный центр: «культурологическая» библиотека, компьютерный и видеозалы, экскурсионное бюро, своя картинная галерея, даже оранжерея экзотических растений, студенческие летние артистические кафе – здесь могли бы выступать молодые музыканты…

Мы стали прощаться. Александр Григорьевич заспешил домой: «Жена волнуется. Кстати, познакомились мы в парке, вот здесь, рядышком, возле мединститута. А эти ели были совсем еще «зелеными», когда я начинал здесь работать». Каким деятельным романтизмом наполнены дни тех, кого привычно называем мы «ветераны», т.е. люди, долго проработавшие на каком-либо поприще». Все же возраст – это состояние души.

24 октября 2003г., Молот.
.