rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ТРАКТОР КАК СИМВОЛ РОСТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ

140Ростов - это, конечно, не Рим с его тысячелетней историей и настоящим подземным городом в знаменитых катакомбах. Но и в донской столице подземных ходов и всяческих загадок хватает.

Одна из легенд современного Ростова - здание драматического театра. С самого начала его появления возникало множество историй, с ним связанных. Начнём с того, что наш «трактор» как памятник советского конструктивизма в паре с собором Василия Блаженного (!) представлен сразу в двух музеях мира - в Лондоне и Осаке. Многие называют его «жемчужиной советского конструктивизма».

Как уверяет «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья», всё начиналось в далёких 30-х годах, когда власти   Ростова   объявили конкурс на лучший проект «театра массового действа». По его итогам жюри определило лучший из 5 представленных, автором которого стала семья московских архитекторов Бархиных. Их проект носил   романтический девиз «Красный мак» и по форме чем-то напоминал мясорубку. Но, видимо, идея иметь на главной площади города громадную мясорубку пришлась ростовскому руководству не по вкусу. Сразу после окончания конкурса в донской столице появились  другие москвичи - академик архитектуры А. Щуко и профессор В. Гельфрейх  - и предложили свой, более интересный вариант будущего театра. Главное учреждение культуры центра сельскохозяйственного края должно самим своим видом об этом напоминать. Таково было их мнение. И действительно, глядя на массивное сооружение на Театральной  площади, представляешь себе огромный трактор, который с утробным урчанием медленно надвигается на зрителей.

Когда в 1934 году оперно-драматический театр впервые открылся, выяснилась одна не очень приятная вещь: оперным ему быть не суждено. Из-за просчётов в проекте акустика зала имела несколько «мёртвых точек», с которых происходящее на сцене не было слышно. Но даже и без этой досадной неприятности новый театр поражал воображение. В нём было два зала на 2500 и 850 мест, огромная сцена с тремя вращающимися кругами. Ходят слухи, что на неё как-то выезжал даже танк, хотя спецы уверяют, что до подобного авангардизма ростовчане не додумались, ограничившись лишь конницей. Помимо ресторана для зрителей и кулуара для артистов в театре был даже детский сад-ясли, где зрители могли оставлять детей на время представления!

141Со стороны Театральной площади хорошо видно, что в верхней центральной части фасада на месте «тракторного радиатора» располагается огромный прямоугольник, который многие называют «лбом». Туда планировалось проецировать с площади кинофильмы. В этом случае Театральная площадь становилась одним из крупнейших в мире кинотеатров под открытым небом.

Вожди социализма, подобно египетским фараонам, обожали всё монументальное, вечное. Поэтому они с восторгом приняли информацию о том, что на строительство грандиозного ростовского театра было потрачено 8 млн штук кирпича, 230 км провода, 500 вагонов металлических конструкций, невероятное количество гранита, итальянского мрамора и инкерманского известняка. Свой вклад внёс, правда не по своей воле, и знаменитый новочеркасский кафедральный собор Вознесения Господня: оттуда для украшения интерьеров лестничных клеток были взяты беломраморные плиты для облицовки пола.

Драмтеатру повезло, что центральную часть его фасада доверили украсить известному донскому скульптору Сергею Королькову. Два горельефа на военно-историческую тему - «Гибель Вандеи» и «Железный поток» - напоминают нам о драматических страницах гражданской войны. Началась война. 25 мая 1942 года во время ковровой бомбардировки фашистскими самолётами центральной части города драмтеатр был почти полностью разрушен. Дело усугубилось тем, что в его подвалах располагались склады хозчасти 3-го Гвардейского стрелкового корпуса 56-й армии Южного фронта. Незадолго перед тем красноармейцы перешли на летнюю форму одежды и сдали тёплое обмундирование. Вот эти шинели и телогрейки, загоревшись после попадания бомбы, чадили ещё по крайней мере две недели. К чести послевоенного руководства Ростова, драмтеатр был включён в список приоритетных для восстановления зданий. Частично это удалось сделать в «пятилетку восстановления». Уже к концу 1940-х годов некоторая часть театра была восстановлена. Но окончательно его сдали в строй только в 1963 году.

Восстановленный «трактор» уменьшился почти вдвое. Вместительность большого и малого залов составила соответственно 1200 и 450 мест, а всякие диванные, буфетные, ясли-сад были попросту ликвидированы. А на освободившемся пространстве был возведён Зелёный (летний) театр на 3 тыс. мест. Ростову ещё повезло, что он совсем не лишился своего любимого «трактора». После войны рассматривались проекты изменения его архитектурного облика в духе неоклассики. Мы вполне могли получить в итоге на Театральной площади ещё один... Казанский собор. Но нет худа без добра. После восстановления театра выяснилось, что акустические параметры зала заметно улучшились.

Сегодня здание драмтеатра переживает не лучшие времена. Поговаривают, что его знаменитые горельефы грозят свалиться на головы чиновников, допустивших такое положение прежней гордости Ростова. Плюс ко всему - затопило театральные подвалы. Строители склоняются к версии о том, что во время возведения высотки Атомкотломаша была нарушена дренажная система, проложенная ещё в прошлом веке. В итоге вода, не найдя привычных путей стока в Дон, облюбовала для себя подземный резервуар.

27 декабря 2000г., РО.
.