Где вы, золотые клады?
НЕУЖЕЛИ НА РОСТОВСКОЙ УЛИЦЕ ШЕБОЛДАЕВА?
Сообщения об обнаружении старинных кладов заставляют вздыхать: везет же людям! Ну почему горшок с золотыми монетами не встретился на моем пути, а оказался под ногами жителя благословенного Крыма? Крымчанин решил подняться на ближайший пригорок, чтобы набрать там камней для укрепления ограды вокруг своей усадьбы. Как сообщили газеты, передвинул он мешавший валун, а под ним засверкал привет из Средневековья в виде турецких золотых кругляшей!
Или еще одно будоражащее воображение происшествие. Студенты и аспиранты Московского государственного университета имени Ломоносова устроили для российских школьников летний научно-познавательный лагерь в Карелии рядом с поморским поселком Чупа. Край этот знаменит месторождениями полудрагоценных камней - гранатов. Юные исследователи переплыли на один из островов залива Белого моря - Чупинской губы. Там они впервые увидели гранатовые скалы. Передвинули обломок скалы, а под ним открылась яма, а в ней - бочонок с золотыми украшениями. На бочонке обнаружили школьники запорожское клеймо - трезубец. Знатоки казачества предположили, что бочонок имеет отношение к сокровищам гетмана Павла Полуботка.
Недавно испанское правительство заявило протест американским кладоискателям. Те обнаружили на океанском дне старинный корабль, груженный золотыми слитками. Завоеватели, колонизаторы, пираты и прочие «джентльмены удачи» считали своим долгом подмаслить хозяев - европейских монархов, владельцев различных банков и компаний награбленным в Азии или Южной Америке добром. Но ужасные тайфуны, ураганы, противоборствующие эскадры и бандитские шайки топили перегруженные золотом посудины. Отблески этого золота будоражат и сегодня. Нынешнее испанское правительство полагает, что если средневековый английский корабль затонул в теперешней испанской океанской зоне, то корабельное средневековое золото, предназначавшееся когда-то королеве Елизавете, является испанской собственностью со всеми вытекающими последствиями.
В наших краях романтических сюжетов, связанных с кладами, предостаточно. Например, куда девалось золото Запорожской Сечи?
Откуда золото у запорожских казаков?
Что представляли собой запорожские казаки и почему в легендах рассказывается об их многочисленных бочках с золотом? В середине XIX века российский историк Г.Ф. Миллер написал в своем труде «Рассуждения о запорожцах» (Москва, 1847 г.) следующее: запорожские казаки «жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше в добычах, от соседних народов получаемых, упражнялись». То есть были налетчиками, грабителями.
Настолько наупражнялись запорожцы в грабежах, что заимели и собственное золотишко, и общевойсковую золотую казну! Подтверждения тому отыскивались неоднократно. В XIX веке на территории одной лишь Херсонской губернии были обнаружены на месте бывших запорожских поселений и зарегистрированы властями более пятидесяти золотых кладов. То есть в среднем каждые два года один горшок или кожаный мешок с драгоценностями! И это без учета находок при раскопках скифских и половецких захоронений! А сколько было золотых находок, не учтенных властями? Не хило, если к тому же учесть, что население Херсонской губернии было раза в три меньше нынешнего.
В 1845 г. на месте Сечи, неподалеку от погреба, в котором помещалась войсковая пушкарня, был найден в земле мешок с выбитыми в столице Крымского ханства Бахчисарае серебряными татарскими монетами. О происхождении мешка можно ныне лишь догадываться. То ли крымский хан отблагодарил им запорожцев за верную службу, то ли мешок было добыт во время набега на Крым? И почему мешок был схоронен возле пушкарни? Не захотели доблестные казаки отдать его в общую казну?
Переместимся в XX век. В Рябучовской ложбине возле Днепра на окраине села после обильного дождя мальчишки играли в футбол. Юный футболист споткнулся обо что-то, разбил нос. В сердцах поддел ногой препятствие. А им оказался горшок с золотыми и серебряными монетами. Краеведы подтвердили: дождевые потоки, размывшие сельский пустырь, вскрыли золотое захоронение, принадлежавшее одному из запорожцев. Находка случилась в 1978 г.!
Так что золото у запорожцев было, и немалое! Казна была тоже мощная. Только куда она подевалась? Почти два столетия ищут ее неугомонные любители золотых слитков. Но ни на Западе, ни на Востоке, ни в Америке, ни в Австралии она не объявилась. Но зачем далеко ходить? Зачем обращать взор за тридевять земель, если согласно некоторым сведениям она закопана в Ростове-на-Дону...
Казна была, и даже не одна
Запорожская Сечь - понятие объединяющее. В разные времена Сечь перемещалась в разные места региона. В днепровское урочище Алешки запорожцы переселились, чтобы быть поближе к крымскому хану. Сечь назвали Алешкиной. Когда обосновались на берегу притока Днепра - Ингульца, Сечь стала Ингулецкой, на берегу Чертомлыка - Черомлыцкой... У каждой Сечи была своя казна. Ею распоряжался атаман, а хранил кошевой (по современному - казначей). Только атаман и кошевой знали о ее величине и месте нахождения.
Перенесемся в XVII век. В 1694 г. в Черкассах казаки на Раде решали, к кому в подданство податься - к польскому королю или к российскому царю? Дебаты были такими же яростными, как в современных парламентах. Даже жестче, со стрельбой из ружей, с пистолетными выстрелами. К единому мнению так и не пришли. И все же приняли решение, по-нынешнему - вполне либерально-демократическое - пусть каждый выберет свою судьбу сам. Запорожское войско разделилось на две почти равные части. Одна решила остаться под властью польского короля, другая - уйти на российские земли. Казну разделили поровну.
Ушедшие под власть царя обосновали на пустующих землях ныне Белгородской области по берегам реки Ворсклы поселки Баланда, Карпов Городок и другие. В Карповом Городке поселился атаман, в Баланде - кошевой Василий Шматок вместе с казачьей казной. На новом месте казаки оказались на правах крестьян. Атаман, кошевой, старшины потеряли прежнюю вольницу и привилегии. Когда в регионе объявился шведский король Карл XII с войском, атаман и казачья верхушка перебежали к шведам. Другая часть казаков присягнула Петру I. Куда подевались кошевой Шматок и казна, никто не знал. Под Полтавой Карл XII был разбит. Вместе с ним удрали без казны атаман и его приспешники.
После битвы объявился в Баланде кошевой Шматок, оказавшийся единственным распорядителем казны. Вот что значит быть себе на уме! О казне он помалкивал.
Одни рядовые казаки приняли Шматка за героя, спрятавшего общественное золото и от шведов, и от москалей, чтобы в будущем употребить на пользу общины. Другие увидели в нем вора. Василий Шматок не оправдывался, не бил себя в грудь, заявляя, что он к золоту даже не прикасался и не дотрагивался, помалкивал, как в рот воды набрал. Однако местные любопытные наблюдатели отметили, что их кошевой выстроил новый дом, завел табун лошадей и стадо коров... Василий все же объяснил селянам: в Петербурге его единственный сын поступил на службу к графу Шереметьеву, загребает деньжищи. И тем не менее селяне не поверили, принялись судачить: казна велика, всю растратить не мог, что-то и для нас должно остаться. Многие казаки видели в свое время громадный ящик, набитый золотыми монетами. Сами помогали погрузить его на телегу. Телега проломилась. Пришлось подгонять другую, покрепче.
После смерти Шматка сын, вернувшийся из Петербурга, принялся расспрашивать родственников и соседей: не оставил ли отец записки и, может быть, кто-либо видел, как он что-то прятал? Соседи тут же сообразили - ящик был весом пудов десять, такую тяжесть Шматок один утащить не мог, значит, спрятал где-то неподалеку. Припомнили местные всезнайки, что перед смертью Василий что-то писал своему сыну. Допросили бывшую любовницу Шматка. Та подтвердила: писал сыну, да что в записке, не знаю, потому как прочитать не могла - неграмотная.
Поиски баландинской казны продолжались два столетия. Об этом рассказано в книге «Невостребованные клады» писателя А. Мартыненко. Альберт Алексеевич опубликовал в ней воспоминания врача, почти вся жизнь которого прошла в сталинских лагерях от Кольского полуострова до Магадана. В лагерных больницах он лечил заключенных. Некоторые из них перед смертью исповедовались врачу в содеянном. Так лагерный терапевт, хирург, стоматолог и невропатолог в одном лице стал свидетелем последних минут жизни умиравшего в норильском лагере из-за гангрены после обморожения ученого-биолога из Московского университета.
В 1946 г. этому московскому биологу оставалось сделать последнее усилие, чтобы дотронуться до золотого бочонка Василия Шматка и вскрыть его, но он был арестован по случайному стечению обстоятельств. Самое удивительное заключается в том, что накануне этому биологу удалось разыскать в чудом сохранившихся архивах баландинского монастыря, разрушенного в 30-е годы прошлого столетия, предсмертную записку Василия Шматка своему сын: «Иван, сундук под боцянами, где твой дуб». Биолог разыскал сыновний дуб, на котором аисты свили гнездо - боцяны, под ним отметину над закопанным сундуком, проверил грунт щупом - все сходилось. Но злодейка - судьба распорядилась по-иному. Вместо нескольких пудов золота - ложное обвинение в участии в антиправительственном военном заговоре, лагерь в Таймырской тундре, свирепые морозы в урочищах горного массива Бырранга, где он должен был участвовать в разведке богатейших месторождений никеля, обморожение в экспедиции и смерть в норильской лагерной санчасти.
Имея в руках книгу А. Мартыненко, желающие могут разыскать в Белгородской области село Баланду, возле него на крутом берегу речки Ворсклы попытаться вычислить дуб с аистами, а под ним упрятанное в землю золото Запорожской Сечи.
5 октября 2007г., НВ.
|