В Сурб-Хаче не будет музея?
Нам известно, что решается вопрос о передаче храма Сурб-Хач Армянской церкви. При этом действующему Музею русско-армянской дружбы предоставляется иное здание в Пролетарском районе. Такое решение не может не беспокоить по следующим обстоятельствам. Идея Музея русско-армянской дружбы родилась в 1968 году в связи с Решением Горисполкома N 6 от 12 января 1968г. о создании историко-мемориального комплекса. Однако по объективным причинам проект мемориала в те годы осуществить не удалось.
Было бы разумным в наши дни сохранить музей в составе мемориала Сурб-Хач, приняв решение о строительстве музейного корпуса.
При этом было бы важным воздержаться от передачи храма в ведение Армянской церкви, оставив в общекультурном пользовании. В cилу ряда причин Сурб-Хач более чем два века своего существования не имел монашествующей братии, прихода и потому для нахичеванцев был не религиозно-культовым центром, а очагом просвещения и самобытной культуры.
В наши дни тем более недальновидно внедрять в русскоговорящий район чуждую культовую структуру, порождая в окружающем социуме ненужное напряжение. Тем более, что на территории города имеется действующая церковь и заложено и освящено строительство соборной церкви.
Э. Чинчян, краевед, ветеран труда, Т. Сурженко-Анопьян, С. М. Хримлиев, инженер, Л. Волошинова, архитектор-реставратор, А. Мордиросов, член союза художников, В. Чеснок, ст. научный сотрудник заповедника «Танаис», А. А. Митропольский, мастер спорта.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 25(393) от 21-06-2006
А народ спросили?
В «Газете Дона» № 25 был опубликован материал «Сурб-Хач не будет музеем?». Намерения властей перенести Музей русско-армянской дружбы в другое место вызвали у наших читателей протест. В редакцию пришло больше 20 писем, в которых ростовчане требовали оставить музей на старом месте. Приводим некоторые выдержки из них.
— Считаю кощунством перевод Музея русско-армянской дружбы в другое место. Армяне Дона десятилетиями приобщали своих детей и внуков к культуре армянского народа на примере экспонатов и материалов музея, расположенного в храме Сурб-Хач.
С. АЙВАЗОВ, председатель Ростовского регионального отделения общественно-государственной физкультурно-спортивной организации «Юность России»
— Не возникает сомнений в том, что всякий храм должен быть храмом, но останется ли при этом храм Сурб-Хач общедоступным памятником, способствующим укреплению добрососедских отношений? Именно поэтому строительство целого культурного комплекса, включающего действующий храм и музей, в наибольшей степени может способствовать удовлетворению всех заинтересованных сторон.
В.ЧЕСТНИКОВА, преподаватель, кандидат экономических наук
— Благодарю «Газету Дона» за публикацию заметки «Сурб-Хач не будет музеем?» Мое мнение и мнение моей семьи таково. Достоверно известно, что здание храма Сурб-Хач было возведено за счет российской казны и передано императрицей Екатериной II в дар общине нахичеванских (крымских) армян взамен оставленного ими в Крыму одноименного комплекса. Поэтому будет несправедливым и неуважительным по отношению к местному русско-армянскому населению, не выслушав его мнения, осуществить передачу (передарение) исторического памятника, олицетворяющего дружбу, согласие и мир на Дону в течение более чем двух столетий, третьим лицам.
Вопрос о будущем храма Сурб-Хач следует рассматривать в неразрывном единстве как территориально, так и по сути с судьбой государственного учреждения – Музея русско-армянской дружбы.
Эдуард Джелаухов, крымский армянин в шестом поколении
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 28(396) от 12-07-2006
|