rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

У этой семьи железнодорожников свой паровоз

281Вы можете представить, чтобы многоэтажка, в которой вы живёте, стала музеем? Нет? А вот Анатолий Николаевич ЛОБЧЕНКО, почётный железнодорожник, уже создал мини-музей СКЖД в своей квартире. А теперь задумал продвинуться дальше — частично украсить подъезд. Только не думайте, что теперь на этажах начнут появляться детали паровозов и тепловозов прошлого. Подарить «необычное лицо» стандартному подъезду Лобченко решил с помощью... картин.

450 лет жизни на СКЖД

— В нашем многоэтажном доме на Вятской длина коридора — 16 метров. Я рассчитал, что туда поместятся 12 картин. На них изображены станции СКЖД, как они выглядели в далёком прошлом. Пусть появится маленький музей их истории. Например, у меня есть картина станции Шахтной — она была построена первой, в 1873 году. В наши дни её перестраивали, а у меня сохранилось изображение, какой она была в самом начале. Есть и другие необычные картины — их когда-то делали с помощью сотрудников Ростовского драмтеатра имени Горького. На них изображено, как в поезд садится царская семья, Распутин... Была у меня мечта всё закончить к этому Дню железнодорожника, но не получилось. Сосед начал делать ремонт, так что придётся немного подождать. Цветы повесим — думаю, будет хорошо, — размышляет Анатолий Николаевич.

Семейный стаж династии Лобченко на железной дороге — примерно 450 лет. Здесь работал его отец, дядя, жена, сын, дочь и другие родственники. Стаж работы Анатолия Николаевича на СКЖД — больше 30 лет. Он награждён именными часами начальника СКЖД, а ещё одни — тоже именные — ему вручал бывший министр путей сообщения. Лобченко получил пять медалей ВДНХ и ВВЦ, так теперь называется ВДНХ, — Всероссийский выставочный центр, трижды ему присваивалось звание «Лучший организатор технического творчества на железнодорожном транспорте».

Супруга, Людмила Викторовна, от мужа тоже не отстала, проработала на СКЖД целых 35 лет. Почётный железнодорожник, ветеран труда. А недавно они с мужем радостно отметили ещё и золотую свадьбу!

Куда европейскому соку до ростовского компота!

Как же вам удалось прожить вместе полвека? — с завистью смотрю я на супругов.

— Мы сразу разделили зоны влияния, — смеются они.

282Анатолий Николаевич продолжает:

— Взаимопонимание должно быть. Жена у нас всем кастрюлькам командир. А вот если надо что-то решать, чего-то добиваться в ЖЭУ или ещё где — это моя задача.

Психологи утверждают, что одна из главных причин ссор в семье — разные взгляды на воспитание детей...

— Мы и тут всё решили миром. Я у сына был бессменным председателем родительского комитета с первого до последнего класса, а когда дочь подросла — и у неё тоже. Занимался организацией экскурсий, ремонту класса помогали. Ну а дома жена своё влияние использовала. Теперь у нас уже четверо внуков, правнуки появились.

А помните, как вы играли свою свадьбу? — спрашиваю я у Людмилы Викторовны.

— Мы очень просто поженились. Всё было скромно. Меня растила одна мать, у Анатолия тоже возможностей особых не имелось. Тогда как-то и не принято было роскошные свадьбы играть. Я даже фату не надевала. В первый раз надела фату на золотую свадьбу — очень уж дети просили. На маленькую, чисто символическую я согласилась. Главное, что наша свадьба совпала с моим днём рождения. Так что уже 50 лет мы отмечаем два праздника вместе.

Что подарили дети вам на золотую свадьбу?

— Сертификат на поездку за границу. Мы выбрали Турцию, и всё было хорошо. Вот только заграничные соки нам показались как-то не очень. Не сравнить с теми соками и компотами, что мы делаем из фруктов собственного сада! Большая разница ощущается.

Кому — тепловозы, кому — электровозы

Как оказалось, у каждого из супругов есть своё хобби, причём очень непохожее.

Людмила Викторовна просто обожает сад. Даже вырастила картофельное дерево! Так оно называется, хотя картофельных клубней не даёт, но зато всё усыпано сиреневыми цветочками, напоминающими картофельные. Показала она с гордостью и грядку с китайскими огурцами. Они оказались гораздо длиннее, чем наши, и, к тому же, колючие. Правда, на их прекрасном вкусе колючки никак не отразились.

283Анатолий Николаевич много лет был директором Дома творчества детей железнодорожников (позже — Дорожная станция юных техников). Она находилась на территории Железнодорожного района. Ребята под руководством опытных мастеров, в том числе и Анатолия Николаевича, увлекались созданием моделей старинных паровозов, тепловозов, электровозов.

— Я часто был в командировках, курсировал по станциям СКЖД, курировал учебные заведения железнодорожников. Мы делали копийные модели — что означает, создавали практически натуральные копии в масштабе 1 к 30 или 1 к 87. Если колесо паровоза было диаметром два с половиной метра, то мы делили его на 30 и определяли, какой размер должен быть у нас. Использовали книги с разработанной деталировкой — их создавали работники институтов.

Из какого материала сделаны ваши модели?

— Из настоящего железа. Это было возможно, потому что школы были оборудованы всевозможными станками, и на уроках труда вытачивались всякие детальки. Например, паровоз Стефенсона — он ходил у нас по двухметровому участку дороги туда и обратно. Дым из трубы шёл, причём мы продумали целую систему, как сделать так, чтобы организовать самый настоящий дым при движении. Ещё, когда паровоз шёл, у него рычаги ходили вверх-вниз. Были модели с моторчиками. Вот СУ-21 — наш отечественный паровоз, выпускался в Брянске. Он работал на СКЖД в 50-е годы. Хотя он был пассажирским, топка его работала на угле. Это потом появились тепловозы, электровозы, перешли на нефть, на электричество. Мы привозили на выставку в Центр железнодорожников в Москву по 250-300 моделей, получали грамоты, завоёвывали призы. Бывший министр путей сообщения Геннадий Фадеев никогда не пропускал эти выставки, считал их очень важными. Многие ребята потом действительно поступали учиться на разные специальности в РИИЖТ (сейчас — Ростовский университет путей сообщения (РГУПС). Так шла подготовка молодых кадров, — со вздохом вспоминает Анатолий Николаевич.

Вздыхает он потому, что Центры юных техников-железнодорожников давно прекратили своё существование. И замечательные (заметьте, действующие!) модели могли бы попасть на помойку, если бы Анатолий Николаевич не приложил все силы к их спасению. У него сохранилось более 50 великолепных моделей. «Устроить бы выставку! Ребятам как было бы интересно!» — мечтает он. Только как осуществить — не знает.

«Ростов официальный», № 33 (872) от 10.08.2011
.